Авторство же самой книги по всей видимости относится к раввину Ишмаэлю бен Элишу, который жил в конце первого века, однако разбор манускрипта авторство не доказывает. Сегодня доступны множество написанных от руки текстов книги, и пока невозможно понять, какой из вариантов рукописи можно считать самым древним. Весьма трудновыполнимым являлось восстановление исходного текста.
Так как третья книга Еноха — сборник религиозных текстов, изложение в ней не имеет цельной структуры. Книгу можно разделить на несколько тематических частей. Свое начало трактат берет с левитации раввина Ишмаэля, путешествующего по шести небесным чертогам. В момент достижения 7ого, он просит у Бога даровать ему первосвященническое достоинство, для того что бы злые силы не смогли одолеть его во время странствия. Господь приказывает позаботится об Ишмаэле архангелу Метатрону, помогающему раввину достичь Божественного присутствия. Далее рассказывается об вознесении Еноха — Метатрона. Енох попадает на небеса, для того что бы рассказать потомкам о справедливости Всевышнего, который направил потоп на землю. Енох превращается в Метатрона, разрастается до величины мироздания, а твердь его становится огнем.
В центральной части книги Метатрон объясняет божественное священноначалие, рассказывает о божественном Суде и о ритуале пения “Свят, свят, свят”. Восемь последних глав повествуют про ангельские чудеса. Метатрон толкует о воле имен Божих и объясняет, как сотворен мир. На горизонте появляются все поколения мира и показаны все их поступки. Раввин Ишмаэль зрит горящие от огня, исходящие из перста Господа. Божественные пророчества оканчиваются описанием десницы Всевышнего. Она раскинется в конце времен и освободит израильтян от язычников. После появления Машиаха наступает царствия Господне.
В окончательном фрагменте повествуется о семидесяти Божьих именах, далее рассказывается, как был вознесен Енох и как он был превращен в Метатрона. Перечисляются имена Метатрона и говорится, что он князь Торы.
Алексей Д