В основе Даосизма лежит учение о Дао, которое господствует во всех вещах и явлениях. Это естественный круговорот вещей в природе, который не имеет никакого влияния «небесной воли».
Источники этого вероучения уходят вглубь до нашей эры, однако как стабильная религиозная организация оно распространилось только во ІІ веке.
Основными принципами вероучения Даосизма выступали «естественность существования» и «недеяние во всех проявлениях». Это полный отказ от искусственной, преобразующей всю живую природу деятельности. Чтобы познать истину нужно просто следовать природному началу всего живого до полного слияния с ним. Нужно отставить свою личность в сторону, лишь только тогда почувствуешь благодать и истину бытия.
Согласно вероучению, человек являет собой микрокосмос. Смерть человека воспринимается как отделение от тела духа человека и воссоединение его с микрокосмосом. Основная цель жизни каждого человека – это воссоединение его души с мировым порядком под названием Дао – «Законом» и «Абсолютом». А уже путь этого воссоединения являет собой длительный процесс духовной работы и самосовершенствования.
Даосизм – это совокупность разнообразных духовных практик. Учение создает идеальный образ для человека, который желает постигнуть мудрость. Этот образ – это образ отшельника. Отшельник при помощи медитации достигает высокого духовного состояния, которое позволяет ему преодолеть все волнения души и воссоединиться с Дао.
Блаженство нельзя завоевать и расположить к себе. Дао постигается лишь в процессе медитации, когда человек погружается в самого себя и слушает только свой внутренний голос. Духовное состояние медитации достигается при помощи гимнастических и дыхательных упражнений. В момент медитации человек возвращается к своим истокам и познает смысл жизни.
Одной из попыток вероучения Даосизма или направлений деятельности было достижение бессмертия человека. Учение говорит о том, что если правильно питаться, соблюдать равновесие сердца (отказаться от любых эмоций и желаний), делать физические упражнения и совершить 1200 добрых поступков, то можно обрести бессмертие. То есть вернуться к первичному состоянию организма, которое было в начале жизни.
Однако это направление не принесло результатов, так как сутью Даосизма было бездействие и отрешенность. Человек должен безмолвно подчиниться потоку реки жизни и не совершать никаких поступков. Добро и зло приравнены в проявлениях и не имеют отличий.
Нередко вероучение Даосизма сравнивают с индийским буддизмом и проводят параллели в их принципах и идеях. В свою очередь под влиянием философии Даосизма стали развиваться всевозможные течения и школы этого учения.
В Китае Даосизм считается традиционным, своего рода национальным, учением и соединяет в себе элементы философии и религии.
У своих истоков Даосизм пережил и гонение. Всех приверженцев этого вероучения обвиняли в искажении традиционных ценностей, что, в конце концов, привело к завоеванию государства варварами. Даосизм считали лжеучением, его пытались всеми путями искоренить и признать только классическое конфуцианство.
Тем не менее, философия Даосизма продолжала существовать. Вероучение подвергается критике и современным миром. Перерывы между затишьем сменялись рьяным гонением, а в конце ХХ века преследования сторонников Даосизма привели к культурной революции. Уравновесить состояние приверженцев вероучения удалось только после официальных реформ 1978 года.
Алексей Д