Васубандху

VasubandhuВасубандху (Vasubandhu)  – выдающийся индийский философ-буддист. Он является автором многих трактатов, которые представляют собой  настоящую одиссею, раскрывающую системы буддийских школ того времени. Васубандху прокомментировал   многие махаянские тексты,  ему принадлежат  труды по классификации Абхидхармы, сочинения по логике, а также философские трактаты, отличающиеся большой оригинальностью.  Нельзя не упомянуть о Васубандху как об авторе  религиозно-поэтических текстов. Некоторые  его труды сохранились в санскрите, а  есть и такие, что остались  лишь в тибетских и  китайских  переводах.

Родился  Васубандху в индусской семье в государстве Гандхара, что  в Северо-Западной Индии. Именно  здесь задолго до этого возникло буддийское искусство, под влиянием  эллинистической культуры.  Васубандху вырос на  учении  школы  Вайбхашика (Vaibhasika),  затем повышал свой уровень у ведущих наставников в Кашмире.  Вернувшись  домой, философ  читает лекции об учении вайбхашики,  а потом укладывает ее в стихи.  Систему  Вайбхашики  и представляют собранные воедино стихи, которых более шестисот. Эта система  получила название “Абхидхармакоша”  или  “Сокровищница высшей дхармы”.Следующим стал  трактат Васубандху “Тримшика” (“Trimsika”) или “Тридцать строф”.  Трактат достаточно  краткий,  но является самым зрелым трудом философа. В лаконичных стихах Васубандху воспевает свою теорию восьми сознаний.   Восемь сознаний — это пять органов чувств (зрение, обоняние, слух и т.д.), а также эмпирическое и  рефлективное сознание.  Философ  описывает каждое из них и объясняет, как с ними справляться.  Суть этой теории  заключается не в том, чтобы объективировать ум, а,  напротив, цель, открытое объявление об   угасании восьми сознаний.

Наиболее оригинальным философским трактатом Васубандху считается “Двадцать строф”.     В нем  Васубандху говорит о том, что акты познания  могут происходить только в пределах сознания. Вообще, наши познания обретаются  через чувственный опыт, ведь  в буддизме ум – это  особый орган чувств. Сознание нас обманывает,  и,  кажется, что вещи воспринимаются  нашим сознанием вне зависимости от нашей чувственной  сферы. Сознание управляется привычными тенденциями, сложившимися в результате прошлых действий.  Цель заключается в том, чтобы вырваться из этой зависимости и воспринимать вещи такими, какие они есть.

Васубандху призывал всех к просветлению, то есть, к умению   воспринимать  ясно, без ментальных препятствий.  Тогда мы не только сможем познать наши умы,  но  еще и  сможем влиять друг на друга.

 Алексей Данческу