С древнеиндийского Вишведевы переводится как «Все-боги». Это не конкретное божество, а совокупность, множество богов, точное количество которых установить не удается, так как оно постоянно менялось. От других групп Вишведва отличается тем, что невозможно дать общую характеристику ее составу и объединить богов входящих в нее под каким-либо общим началом, объединяющим их по схожим качествам.
В одной из вед, называемой «Ригведой», сборнике религиозных гимнов, о Вишведеве упоминают около 40 гимнов. Жертвоприношение, как способ вызвать сомн божеств, применяется чаще всего именно к Вишведевам. Эти гимны звучат как прямое обращение к богам с просьбами. Обязательно перечисляются их имена и деяния.
Например, Индра — громовержец и змееборец, Агни — покровитель огня, Митра — покровитель согласия, Варуна покровитель справедливости и другие. Но некоторые настолько тесно слиты воедино, что невозможно выделить конкретное божества. Иногда Вишведевы сливаются в божественную группу, которую призывают также наряду с другими. Такими как Васу – богами олицетворяющими природные явления или Адитьи – сыновьями Адити и Кашьяпы. К этой слившейся группе просящие взывают как к одному множественному богу. Как уже говорилось ранее, состав Вишведевы постоянно меняется, так, например, в одно время в группу входили Васу – класс богов олицетворяющих некоторые природные феномены, Сатья – честность, Крату – ведийский мудрец, ловкий Дакша, Кала — богиня разрушения, бог любви Кама, Дхрити — терпение и стойкость и некоторые другие.
Алексей Д