Этот демон был особо почитаем филистимлянами и хаанеянами и имел несколько Оракулов, главный из которых находился в Аккароне (Экроне). Его жрецы давали советы нуждающимся, наблюдая за поведением мух. У славян он был книжным персонажем. По легенде Вельзевул сидел под Деревом Смерти, звоня в Колокола Семи Смертных Грехов.
А вот Жан Боден считал его «мушиным богом», оберегающим людей от укусов вредных насекомых и покровительствующий врачебной науке. Имя Вельзевула использовали заклинатели – его призывали как начальника Ада, способного заставить явиться других демонов.
Везельвул может появляться и в других формах. Часто его изображали некрасивым теленком или коровой, уродливым козлом с длинным хвостом, огромной белой мухой или существом с крыльями (женщиной, змеей или гигантом). Когда демон в гневе, он изрыгает пламя или воду и воет как волк. Везельвул заставляет людей быть гордыми, его почитают многие колдуны и ведьмы. Бывали случаи, что ему в жертву приносились младенцы. Вызывавшие демона описывали его как обнаженного волосатого человека, у которого вместо ног утиные лапы, длинный толстый хвост, огромный рот и выпученные глаза, бычьи рога и крылья летучей мыши. Везельвуз овладевал женскими телами, в результате чего жертвы становились одержимыми.
В Месопотамии Везельвул был разновидностью навозного жука и мухи. Он мучил капризных детей, создавал неурожаи, насылал саранчу и мух, требовал жертвы.
В «Завете Соломона» говорится, что когда царь Соломон призвал Везельвула, тот рычал и извергал пламя, но был вынужден подчиниться ему. Там демону отводится главная роль – этот демон убивал королей, разрушал государства, склонял людей к зависти, убийству, лжи и предательству.
В наше время у Везельвула есть последователи, основавшие культ «Ожидатели Везельвула». Они есть в разных странах, особенно распространены в Европе.
Алексей Данческу