Основа учения – абсолютная полнота бытия (мир эонов). Есть совершенное начало – Глубина. Он над всем, его невыраженная мысль – Молчание. Второе сотворенное им – Ум. Его идеальный объект – Истина. От Ума и Истины происходят Смысл и Жизнь, а от них – Человек и Церковь. Смысл и Жизнь сотворили еще 10 эонов, Человек и Церковь – 12. Все 30 эонов это полнота бытия – Плерома. Физического во Христе нет, тело у него особое. Когда гностики познают свою природу, наступит конец миру. Души гностиков, в сочетании с ангелами примут в Плерому. Демиург и духовные праведники останутся в своем небесном царстве. Физический мир с его князем сатаной и людьми сгорит.
Труды Валентина дошли до современности только разными сохранившимися отрывками. Наиболее заметные ученики Валентина – Секунд, Епифанэс, Птолемей, Ираклеон. Секунд внес понятия свет и тьма – это правая и левая стороны высшей восьмерки. Епифанэс внес различие между единичностью, единостью, единицей и единым. Птолемей считал, что первоначало может быть в двух видах – пассивном, это мысль, и активном – воля. Мысль – это идеальное творение Первоначала, но пока ее не направит воля, сама не может ничего осуществить. Он писал, что в законе Моисея есть три части – заповеди Божии, часть, принадлежащая Моисею, часть – семидесяти старейшинам. Есть заповеди от Христа, они обязательны для каждого верующего, есть законы, которые были упразднены в Евангелии, и законы символические.
Эти законы от справедливого Бога, создавшего мир и находящегося посередине, между добром и злом. Ираклеон писал толкования Евангелия от Луки и от Иоанна. Его ученики стали совершать обряд над умирающими – мазали их тела елеем, поливали священной водой, говорили особые молитвы, чтобы вызволить дух из-под власти дьявола. Еще одним последователем Валентина был Марк-жрец, он хотел внести новшество в сложение чисел, имен и букв. Он и его приверженцы при этом активно занимались магией, такие занятия привлекали многих, в особенности состоятельных женщин.
Алексей Д