Причинами появления этого учения можно назвать социальное неравенство в Армянском обществе того времени. В связи с этим оно напоминает учение богомилов. Однако, на самом деле, хоть и причины возникновения у этих двух учений схожи, их принципы зачастую прямо противоположны друг другу.
Если богомилы стремились к миру, аскезе, максимальному отказы от земных благ, тондракийцы хотели добиться совсем иного.
Учение тондракийцев быстро набирало популярность в среде армянских крестьян, возмущение которых социальных неравенством огромным.
Суть тондракийского учения состоит в пренебрежении к традиционным церковным обрядам. По мнению представителей этого учения церковь и священники обычным людям для связи с Богом абсолютно не нужны и бесполезны. Каждый человек сам творец своей совести и раскаяния и с Богом он общается самостоятельно.
Зачастую люди, которые исповедовали эту религию в резкой и издевательской форме насмехались над многими христианскими обычаями, считая, что в них нет абсолютно никакой нужды.
Интересно, что тондракийство распространилось со временем не только среди беднейших слоев общества. Им увлекались также многие дворяне.
Движение тондракийцев было далеко не мирным и не аскетичным в отличии от тех же богомилов. В отличие от принципов не причинения вреда другому человеку, их представители были инициаторами нескольких крупных восстаний против социальных верхов того времени.
Они требовали равенства, свободы и демократии для всех. Однако, успехов они так и не добились. Их армия в итоге была побеждена, а впоследствии популярность их учения пошла на спад и в итоге оно практически полностью исчезло.
Таким образом, учение тондракитов в первую очередь примечательно активной борьбой своих участников против феодальной деспотии. Их философия в определенном смысле опередила свое время, так как основывалась на принципах демократии и равенства для всех.
Не признавая многие обряды церкви, сами по себе тондракиты обладали высокой степенью культуры и нравственностью. Вероятно именно поэтому их учение распространилось и на другие, высшие слои армянского общества.
Существовали также особо радикальное ответвление секты. Эти тондракиты вовсе отвергали существование Бога.
Тондракиты в большинстве своем абсолютно не верили в загробную жизнь. Их воззрения предполагали в первую очередь получение максимального удовольствия от земной жизни.
Жизнь после смерти для них такого значения не имела.
Итак, несмотря на то, что эта гностическая секта прекратила свое существование, у нее осталось немало последователей и современников. Благодаря ей возникли благоприятные условия для развития буржуазной идеологии, новой политической мысли и эволюции мировоззрений в области философии, искусства и культуры.
Алексей Д