Джайнізм

Шветамбары

Джайнизм традиционно делится на два крупных течения. Приверженцы первого, шветамбары («одетые в светлое/белое»), носят простую белую одежду, избегая всяческих излишеств в наряде. Как и другие джайны, они предписывают для монаха постоянные скитания, перемещения из одного места в другое, однако в меньшей степени изнуряют себя аскетическими «подвигами».

Это относительно мягкая форма джайнизма, хотя среди её представителей существуют настоящие радикалы – те, кто ради следования принципу ахимсы оборачивают свой рот белой тканью и ходят по улицам с метёлочкой, которой метут перед собой, чтобы не убить ненароком какое-нибудь мелкое животное. К таким действиям джайны относятся предельно серьёзно, в то время как в европейской культуре они становятся героями анекдотов.

Шветамбары

При посвящении в монахи шветамбар должен лишиться волос. В отличие от дигамбаров, второй крупной ветви джайнизма, монахи-шветамбары свои волосы аккуратно сбривают.

Ещё одна «вольность» этого течения заключается в том, что в монахи дозволяется принимать не только мужчин, но и женщин. По легенде, девятнадцатый «тиртханкар» («святой») по имени Малинатх был именно женщиной. Эта особенность привела к тому, что в настоящее время последователями секты шветамбаров чаще всего становятся женщины: согласно переписи 2006 года, их было более 10 тысяч, в то время как шветамбаров-мужчин – 2510. Для традиционного индийского общества данный пункт имеет очень высокое значение, поскольку женщина там принижена и считается существом неполноценным.

По части «священных текстов» шветамбары имеют свой канон, который, как они считают, основывается на проповедях Махавиры. Другие джайны этот канон не признают и считают его «поддельным».

Мифическое жизнеописание Махавиры – ещё один источник вероучения для шветамбаров. Однако в их версии Махавира был женат и имел дочь, что тоже отрицается остальными джайнами. По-видимому, данная подробность в мифической биографии была введена специально, чтобы возвысить роль женщины в деле личного спасения.

Шветамбары сами делятся на несколько течений. Одни из них почитают изображения в храмах, другие не почитают. Первые из них, «муртипуджаки», составляют большинство.

В остальном особых разногласий между шветамбарами и дигамбарами нет, за исключением представления о «кала» — времени: шветамбары не признают его субстанцией.

 Алексей Д

Яка твоя реакція?

Радість
0
Щастя
0
Любов
0
Не завдоволений
0
Тупо
0

Интересно почитать:

Также в категории:Джайнізм

img-9 Джайнізм

Що таке джайнізм?

Історія виникнення джайнізму і його засновник Джайни вірять, що їхня релігія насправді існувала вічно. Вчення ...
img-10 Джайнізм

Анекантавада

Дослівно це поняття перекладається з санскриту – вчення про не виключність. Є одним із принципів ...
img-11 Джайнізм

Ведичні школи

В індійській філософській думці відбувся сильний вплив ведичної літератури, зокрема Вед та Упанішад. За індійською ...