Это относительно мягкая форма джайнизма, хотя среди её представителей существуют настоящие радикалы – те, кто ради следования принципу ахимсы оборачивают свой рот белой тканью и ходят по улицам с метёлочкой, которой метут перед собой, чтобы не убить ненароком какое-нибудь мелкое животное. К таким действиям джайны относятся предельно серьёзно, в то время как в европейской культуре они становятся героями анекдотов.
При посвящении в монахи шветамбар должен лишиться волос. В отличие от дигамбаров, второй крупной ветви джайнизма, монахи-шветамбары свои волосы аккуратно сбривают.
Ещё одна «вольность» этого течения заключается в том, что в монахи дозволяется принимать не только мужчин, но и женщин. По легенде, девятнадцатый «тиртханкар» («святой») по имени Малинатх был именно женщиной. Эта особенность привела к тому, что в настоящее время последователями секты шветамбаров чаще всего становятся женщины: согласно переписи 2006 года, их было более 10 тысяч, в то время как шветамбаров-мужчин – 2510. Для традиционного индийского общества данный пункт имеет очень высокое значение, поскольку женщина там принижена и считается существом неполноценным.
По части «священных текстов» шветамбары имеют свой канон, который, как они считают, основывается на проповедях Махавиры. Другие джайны этот канон не признают и считают его «поддельным».
Мифическое жизнеописание Махавиры – ещё один источник вероучения для шветамбаров. Однако в их версии Махавира был женат и имел дочь, что тоже отрицается остальными джайнами. По-видимому, данная подробность в мифической биографии была введена специально, чтобы возвысить роль женщины в деле личного спасения.
Шветамбары сами делятся на несколько течений. Одни из них почитают изображения в храмах, другие не почитают. Первые из них, «муртипуджаки», составляют большинство.
В остальном особых разногласий между шветамбарами и дигамбарами нет, за исключением представления о «кала» — времени: шветамбары не признают его субстанцией.
Алексей Д