Этика Античности

Quo3HjniHPwПериод античности считается периодом становления этической науки, когда впервые попытались решить нравственные проблемы и обосновать проблемы нравственности, а именно ее основ и смысла.

Термин «этика» ввел известный философ античности – Аристотель. Его считают отцом этической науки. Если говорить в общем, то в этике античности были присущи два главных понятия рабство и свобода, где расовые различия не принимались во внимание. Особа, которая была зависимой от какой-то идеи, признавала ее, считалась несвободной – рабом идеи, убеждения. Герои античного эпоса стремились к бессмертию и воспевали его, что и было фундаментом философии античности. В произведениях ранней литературы Греции все чаще рассматривается воля, счастье, благо, интересы. Они свидетельствуют о том, что этические размышления кружили вокруг блага индивида, племени, народа.Гесиод в своем творчестве называет мораль как совокупность норм в обществе. Он считается первым моралистом в историческом наследии культуры Европы. Он первым употребляет понятие правда, несовершенство, совершенство; чтобы возродить хорошие отношения в обществе мы должны, по словам Гесиода, быть справедливыми, совершенствоваться и наполнять жизнь моральной добротой.

Философы этого периода по-разному подходили к понятию «этики». А именно:

Демокрит основным считал учение о добродетели и благе. Добродетель является способом достижения наивысшего блага, то есть цели жизни. А высшим благом является счастье индивида – спокойствие, блаженство, равновесие. Мудрость и чувство меры Демокрит считал основными. Обладая ими человек может различать то, что на самом деле нужно для того, чтобы получить счастье и находиться в единстве с собой и миром. Вместе с тем чувство меры, по его мнению, также необходимо для постижения счастья и ведения добродетельной жизни. В моральном акте Демокрит различал объективное (мотив поступка) и субъективное (собственно поступок). Оценивая нравственность поступка нужно учитывать то, присутствовало (или отсутствовало) желание и сам поступок. Добрый человек не делает зла и не не желает его даже врагу.

Сократ считал, что благом для человека является польза и удовольствие. Это создает проблему выбора между различными страданиями и удовольствиями. В основе выбора лежит знание, которое он после некоторых размышлений называет добродетелью. Таким образом мораль встретилась с познанием, а это свидетельствует о том, что моральный выбор за который несется ответственность равен рационально обоснованному решению. Согласно этики Сократа – человек нужнее и более важен, чем то, что делает; человек важнее тела; благо общее выше личного.

Платон вводит понятие двух видов знания и двух видов удовольствия, чтобы обосновать возможность познания морали. Первый тип ума и знания направлен на то, что есть неизменное и вечное. Предмет другого типа ума и знания – не вечное. Первое выше второго. Относительно удовольствия, то вид первый – это удовольствия равные между собой по объему. Они беззаботные, слабые. В добродетельном и прекрасном находится их начало. Удовольствия второго вида вносят в душу хаос, они связаны со страданием (чувство гордости, страха, гнева).

Этика Аристотеля– это апогей этики античности. Именно он ввел понятие этики, как отмечалось в начале. Он наиболее полно представил и обосновал этику как науку о добродетели. В свою очередь добродетели – это такие качества, которые присущи человеку, где разум руководит аффектами. Они являются серединой человеческих качеств и эта середина между двумя крайностями. По Аристотелю умственное познание природы нравственности не всегда идет в паре с убеждением и стремлением делать хорошо. Мало знать, надо действовать, вводить добродетель, делать хорошо.

Добродетель показывает меру господства человека над собой, она приобретается с течением времени, в процессе самосовершенствования.
Этика в понятиях Аристотеля выступает учением о том, как научить человека быть счастливым, является помощью человеку в познании важнейших целей своего бытия и существования. Этика «стоит» на том, чтобы граждане пользовались необходимыми благами, жили в мире и имели высокий уровень нравственности в обществе. Она является не только теоретической но и практической наукой. Собственные нужды, по мнению Аристотеля, нужно направлять на нужды общества, а именно, не руководствоваться только собственным добром, благом но и пытаться чтобы добро и благо были доступны для тех кто находится вокруг меня. Это даст развитие и гармонию не только для индивида, но и для целого государства, не говоря уже и шире – для всего мира и для каждого гражданина лично. Но с другой стороны нужно заботиться о том, чтобы благо и гармония общества не вытесняли собственных интересов. По его мнению, источник и основа морали находится в отношениях. Созерцая в целом на этическую концепцию Аристотеля. Следует отметить, что он впервые сделал этику теоретической дисциплиной.

Софисты считали, что человек может научиться добродетели. По их мнению нет предметных различий между добром и злом – что-то может быть добром для одного, а для другого – злом. Или для одного и то же человека что-то может быть иногда злом, а иногда добром. Софисты ставили перед собой вопросы вроде того, должен ли человек в своем поведении руководствоваться личными интересами или подчиниться моральным требованиям. Благодаря софистам этика начала приобретать измерение философской дисциплины.

После появления идей Эпикура произошел перелом в этической науке. Он был основателем учения, которое направлялось на личность. Важнейшим он считал постижение счастья от телесных удовольствий и мудрости. В человеке, по мнению Эпикура, должно быть все гармоничным.

Стоики же считали, что человек не может быть отделен от природы, быть чем-то обособленным, другим, а значит счастье и благо каждого зависит от того как внутренне человек будет настроен на то, что происходит в его жизни, на события и явления. Человек должен развивать свой внутренний мир, чтобы понять высшее счастье и благо.

Итак, этика античности на теоретическом уровне – это замыкание нравственной личности в собственных рамках, обеспокоенность собой, самопознанием, что свидетельствует о тесноте античного познания. Этическая мысль этого периода сама себя отрицает, но она дала толчок дальнейшему развитию этической мысли уже во времена Средневековья.

Алексей Д

Коментування закрито

Пошук
Рубрики
Ми у Facebook