Сифианство учит, что есть всего лишь один, избранный народ. И это, конечно, потомки Сифа. Это – люди духовные. А вот кроме них есть еще и люди материальные. Они, как несложно догадаться, являются потомками Каина. Но учение сифианства говорит, что Каин на самом деле не был сыном Адама. По этой версии, Еву соблазнил некий Иалдабаоф, вследствие чего и родился Каин. Именно поэтому в сифитов нет такого понятия, как первородный грех. Своеобразным «заменителем» его является смешение крови. То есть, потомки Сифа не имеют права жениться на потомках Каина, ведь таким образом очень сильно пострадает духовная сторона. Главной целью своей жизни сифиты считали попадание в своего рода рай – Барбело. Они еще называли его духовным царством. А вот обычный мир, который называли кеномой, был неполноценным, недуховным.
На самом деле на сегодняшний день сохранилось не так уж и много первоисточников, где можно было бы почитать о жизни и учении софитов. Но все же некоторые тексты можно найти в Тертуллиана, Епифания Кипрского и Ипполита Римского.
Итак, чему же конкретно учит сифианский гностицизм:
- Как и у обычных христиан, софиты также верили в Святую Троицу. Только у них она была несколько иной. Первая часть Троицы – это Отец (еще его называли невидимым духом). Вторая – Мать (Барбело). Третья – Сын (или рожденный самим собой);
- Порождением этой Троицы есть некие эоны, из которых и состоит Плерома, то есть духовное царство (рай). В оригинальных текстах сифитов можно найти названия этих эонов, однако с достоверностью будет проблема, ведь фактически в каждом тексте они отличаются;
- Вне Плеромы есть еще одна реальность. Иначе, как тьмой, сифиты ее не называли. Существует эта реальность только потому, что один из эонов, который софиты называют Мудростью, или же Софией. Согласно учению сифианства, София пошла своим путем, не получив благословения от Духа, и таким образом, потерпела неудачу, ведь все, что будет делаться без этого благословения, обречено на крах;
- Если говорить на простом языке, то это творение Софии (тьма) имеет статус ребенка, который рожден вне брака. Сифиты называют этого «ребенка» Сакласом, Самаэлем или же Иалдабаофом. Согласно верованиям, этот сын Софии просто не видит Отца и живет без его благословения. Это значит, что жизнь сына Софии будет полна неведения, лукавства и глупости, которые повлекут за собой создание иного мира, кардинально отличающегося от духовного царства, то есть мира материального, в котором и живут все обычные люди;
- Есть в учении сифитов и такой пункт, как покаяние. В первую очередь, он касается Софии. Она искренне раскаивается о том, что породила такое «дитя» и всеми силами пытается исправить свою ошибку;
- Как мы уже вспоминали, все последователи сифианства считают себя потомками третьего сына Адама – Сифа. Именно он считается центром и основой всей религии сифианства. В будущем Сиф придет на землю, как Спаситель, то есть Иисус Христос.
- Чтобы душа сифита поднялась из этой грешной земли в рай (Плерому), нужно провести специальный обряд, который называется «Пять Печатей».
Все эти пункты, которые были приведены выше, в той или иной мере соответствуют учению гностицизма. Только вот уже разные его ответвления добавляют или убирают что-то, но вот костяк всегда остается.
Алексей Д