Психологические особенности формирования целеполагания в процессе реабилитации молодежи с аддиктивным поведением на основах христианской психологии

osenУ статті досліджено формування цілісної особистості, здатної взяти на себе відповідальність за свої дії, а також конструктивно формувати своє цілепокладання. Представлено порівняльний та методологічний аналіз нового підходу до проблеми залежності, як результату ідолопоклонства.

Ключові слова: адиктивна поведінка, реабілітація, світогляд, система цінностей, цілепокладання, ідол, ідолопоклонство, залежність.

В статье исследован вопрос формирования целостной личности, способной взять на себя ответственность за свои действия, а также конструктивно формировать свое целеполагание. Представлен сравнительный и методологический анализ нового подхода к проблеме зависимости, как результата идолопоклонства.

       Ключевые слова: аддиктивное поведение, реабилитация, мировоззрение, система ценностей, целеполагание, идол, идолопоклонство, зависимость.

Yakushenko S. Psychological characteristics of formation of goal-setting in the rehabilitation of young people with addictive behavior based on Christian Psychology. In the article the question of forming a whole person, able to take responsibility for their actions, as well as constructively shape their goal-setting; сomparative and methodological analysis of the new approach to the problem of addiction, as a result of idolatry.

Keywords: аddictive behavior, rehabilitation, philosophy, values, goal-setting, idol, idolatry, addiction.

«Я люблю того, кто оправдывает людей будущего

и искупляет людей прошлого:

ибо он хочет гибели от людей настоящего.»

Ф.Ницше

 Интенсивный рост употребления психоактивных веществ в Украине и сложности, связанные с избавлением от их зависимости, имеют  свои особенности. Этими особенностями является частичное или полное неумение или нежелание молодежи формировать  свое конструктивное целеполагание. По статистическим данным Министерства здравоохранения в Украине зарегистрировано 5177 человек с установленным диагнозом «расстройство психики и поведения вследствие употребления наркотических веществ». По данным Министерства внутренних дел Украины на учете находится 173 594 потребителей наркотиков [10]. В глаза бросается очень большая разница в полученных статистических данных указанных выше источников.  Из этого можно сделать вывод, что большая часть  зависимых от психоакивных веществ, не обременена желанием искать возможности освобождения от их власти.

Человеку свойственно постоянно стремится  оптимальным образом организовывать время своей жизни. Потребность в этом, видимо, возникла с самого начала работы мысли. Если рассматривать мир, как порядок и организованность, которые уже заложены в процесс его существования извне, то человек, как особенность этого мира, сам является организатором своего бытия.  Формирование своего бытия – не простой процесс, для его реализации необходим мощный активизирующий фактор. В пользу этого аргумента говорит то, что творческая деятельность, не имеющая сопротивления, утрачивает энергетическую подпитку и для ее жизнедеятельности необходима проблема. Поэтому, препятствия и преграды на пути осуществления человеком его жизненных планов не всегда  несут негативную функцию. Робер Музиль в романе «Человек без свойств» таким образом выразил эту идею: «Человека нужно затруднить в его возможностях, планах и чувствах всяческими предрассудками, традициями, трудностями и ограничениями, как безумца – смирительной рубашкой, и только тогда то он способен создать, может быть, ценность, зрелость и прочность…» [5]. Если рассматривать этот вопрос с позиции христианской психологии, то в текстах Библии мы находим описание действий Бога, который, создавая определенные проблемы, стимулирует человека формировать целеполагание в направлении своего оптимального совершенствования. Все эти действия Бога имеют целью обратить взор человека к источнику истины. И это не авторитарное желание установить слепое поклонение Себе, ради собственного величия, а воспитание в человеке способности различения добра и зла посредством познания Библии, для своего же блага. Апостол Павел формулирует подобное состояние следующим образом: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12) [1]. Бог учит человека  различать истинность вещей, а также вырабатывает у него способность не попадать под зависимость, как материальных, так и нематериальных  объектов (идолопоклонство), которые могли бы искажать формирование  конструктивного целеполагания.  Вот один  из множества текстов, который характеризует деятельность Бога: «С великою радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения. Зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.1:2-3) [1]. Еще несколько текстов начинаются со слов: «Блажен человек, которого вразумляет Бог…»

Доктор Габор Мате (Gabor Mate) известен в Канаде работой с людьми с очень сильными зависимостями.  Он работает в Ванкувере, в скандальном центре Insite, где наркозависимым предлагаются чистые иглы и шприцы, оказывается медицинская помощь и предоставляется безопасное пространство для употребления наркотиков. «Никто не нуждается в негативных потрясениях, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Только хорошие  события могут побудить кого-то это сделать… . Мы не заставляем тебя отказаться от употребления, мы просто пытаемся помочь тебе стать здоровее. По крайней мере, тебе не придется страдать от инфекции костного мозга, потому что ты используешь шприц с чистой иглой: это все же чего-то да стоит. Мы просто стараемся уменьшить их страдания. Не факт, что зависимые станут меньше употреблять, но это не проблема снижения вреда, а проблема всей системы»[8].

В Украине имеется опыт работы с проблемой зависимости от психоактивных веществ с использованием различных подходов. И наиболее результативными являются те, которые ориентированы на формирование личности, способной здраво анализировать свое поведение и брать ответственность на себя за свои поступки.  В Днепропетровской области в 1993г. на базе наркологического диспансера, доктор Саута с коллективом сотрудников разработал программу реабилитации под названием “Комплексная программа лечения и реабилитации больных наркоманией”.  Эксперимент проводился на протяжении четырех лет (1993 — 1997 гг.). Программу отличала отчетливая социально-психотерапевтическая направленность. Принципиально новым для стран постсоветского пространства было использование в клинической практике опыта лиц, преодолевших зависимость и психотерапевтическая работа с семьями пациентов. Это была одна из первых попыток выхода за рамки узко биологического взгляда на наркоманию. Результаты эксперимента были представлены на многих украинских и международных конференциях, в том числе на всемирных психиатрических съездах в Мадриде в 1996 г. и в Гамбурге в 1999 г. [7].

Данная программа отличительна тем, что в процессе реабилитации не применялись никакие медикаментозные препараты. Этот факт еще раз доказывает то, что алкогольная, наркотическая, опиумная и т.д.  зависимость не является результатом соматического заболевания. Но есть масса предпосылок считать, что этот феномен имеет психологическое происхождение. И поэтому работать с пациентами, подверженными зависимости необходимо на уровне психики.

Небольшой элемент описания практического внедрения программы дает возможность увидеть неординарность подхода. Новый пациент сразу входит в процесс реабилитации и первый навык, который он начинает приобретать, это – строить отношения с людьми в самых разнообразных ситуациях.

Сложности в отношениях, проблемы и конфликты составляют собой  стимулирующий инструмент для формирования целостной психики пациента. И если лечащийся не склонен к переменам, его поведение рассматривается в группах общения. В результате человеку приходится применять усилия, чтобы преодолеть свои негативные желания и выйти из зоны собственного комфорта. Пациент имеет право принимать решение сознательно, а значит – брать на себя ответственность за его последствия. Такой подход стимулирует человека думать, прежде чем принять решение или отказываться от заманчивых, но не перспективных желаний. Появляется возможность и необходимость пересмотреть свои убеждения. Задача работников центра — помогать молодому человеку развивать способность принимать самостоятельные решения [7].

В своей программе доктор Саута ставит задачу формирования качественного целеполагания. Для того, чтобы его верно образовывать, необходима ясная и стабильная цель, на которую человек в процессе своей жизни может полагатся.  Целеполагание – это проявление экзистенциальной сущности человека, процесс активного формирования реальности его бытия. Целеполагание и последующий путь достижения цели, в сущности и есть свободное волеизъявление, как одно из неотъемлемых составляющих личности. Цель, как причина целеполагания, обуславливает реальность реализации данной программы жизни. Целеполагание – это творческая деятельность, как проявление личностных особенностей в процессе создания  новых реальностей. Оно является стимулом повышения уровня внутренней энергетики, его наличие вытесняет неопределенность, а также снижает беспокойство.

Отказ от целеполагания или неумение его формировать имеют различные предпосылки. Первое выражается в негативном отношении человека к необходимости постановки целей. Это связано со многими факторами, например, страх перед ответственностью, нежелание терять комфортные условия существования, а также заниматься самоанализом и самокритикой. Второе выражается в неясности предназначения целеполагания, его влияния на жизнь человека, нежелание учится аналитически мыслить, плохим знанием себя и наличием внутренних личностных конфликтов. В таких случаях осознанное целеполагание может быть связано с активизацией внутреннего конфликта. Тогда   осознание того, что причина проблемы в несовпадении ценностей и целей, будет способствовать активизации  психологической защиты.

Методика доктора Сауты направлена на формирование целостной личности, способной к конструктивному участию в социальных процессах.   Формированию собственного характера на основе принципов благочестия, уделяется особое внимание. О подобном опыте работы пишет в своей книге «Мудрый душепопечитель» Джей Адамс. Он описывает методику работы доктора О. Хобарта Маурера, базирующуюся на нравственной модели ответственности, которую он и разработал. Он утверждал, что проблемы пациента носят нравственный, а не медицинский характер. Человек является не жертвой совести, а осквернителем ее. Он должен перестать винить других людей в причинах своих проблем и взять на себя ответственность за совершенные им поступки. Его проблемы могут разрешится в том случае, если он исповедает свой грех, а не тогда, когда  ему позволяют давать волю своим чувствам. Маурер справедливо утверждал, что медицинская модель лишает опекаемого чувства личной ответственности [3, с.22].

Безусловно, методики доктора Сауты и доктора Маурера не решают в полноте проблему ответственности. Ответственность, о которой они говорили, – относительная. Она имеет субъективный оттенок. Недостатком такого подхода является то, что в этом случае морально-этические нормы устанавливаются человеком и потому не постоянны. Кроме того, формирование гуманистичекой этики подвержено влиянию греховной сущности человека и поэтому имеют предвзятый характер. Идея Маурера  об ответственности сводится к предназначению человека в совершении добрых дел [3, с.25].

Приимущество альтернативы христианской психологии в том, что в данном случае, кроме морально-этических норм, берутся во внимание духовные законы, описанные в Библии, которые неизменны. Кроме того зависимость здесь рассматривается, как поклонение определенному объекту (идолопоклонство). В статистике, описаной выше, упоминается тот факт, который отражает нежелание большенства зависимых обращатся за помощью для освобождения от власти психоактивных веществ. Этот фактор указывает на то, что человек сам, по каким-то причинам, не желает этого освобождения. И потому, пока не будет определена истинная причина этого феномена, не будет и аргументов для определения эффективного пути решения проблемы.

О наиболее типичной зависимости – пьянстве, в Библии говорится, как о грехе, а не о болезни. Учение Библии по этому вопросу абсолютно однозначно, и в нем можно найти множество примеров, в которых осуждается этот грех. Ной (Быт. 9:18-27), Лот (Быт.19:30-38), Ила (3Цар.16:9), Навал (1Цар.25:36) [1] – являют собой пример нравственного падения, причиной которого было опьянение. Согласно Новозаветному учению, пьянство стоит в одном ряду с идолослужением:  «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10; Гал. 5: 19-21) [11,с.40].

В Ветхом Завете слово «идолопоклонство» означает отход от Бога, в Новом Завете эта идея в основном передается словом «вожделения» (греч. эпитумиас). Эти слова описывают общую картину проблемы человеческой природы. Новозаветное слово «вожделения» является важным дополнением к десятой заповеди, которая гласит «не пожелай». Эта заповедь также рассматривает проблему греха, как внутреннюю  проблему  психодинамики. [2].

Исследования разных источников относительно значения терминов «идол» и «идолопоклонство» также указывают на то, что этими терминами обозначены объекты, которые в определенной степени оказывают влияние на человека при формировании целеполагания.  Например: на иврите поклонение идолам называется «авода зара», то есть — служение чужому (чуждому). Иногда слово «идол» означает служение (поклонение) силам. В самых общих чертах это можно определить как служение и поклонение чему бы то ни было, кроме Всевышнего. Иначе говоря — признание, что, кроме Всевышнего, существуют какие-то автономные силы [12].

Слово «идол» определяется как любое конкретное материальное явление, воспринимаемое органами чувств как нечто существующее, как вместилище каких-либо свойств и качеств; вещь, обслуживающая определенную потребность человека. Ожегов дает такое определение «идола»: предмет, тот (то), на кого (что) направлена мысль, какое-нибудь действие, объект № 2 [6].

Исходя из имеющейся информации, можно сделать вывод, что богословский термин «идолопоклонство», кроме религиозного значения, несет в себе и психологическую нагрузку. Поэтому христианская психология учитывает влияние привязанности человека к какому либо одушевленному или неодушевленному предмету при разрешении той или иной проблемы человеческой психики.  Тем более, что «идол» отражает объект, которому человек поклоняется и его боготворит, ожидая от него определенного блага в той или иной сфере, для устройства комфорта в своей жизни и т.д. С этой точки зрения рассмотрим, что говорится в  Библии по отношению к употребления вина: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу…» (Еф. 5:18-21) [1]. В этом тексте не ставится акцент на запрете употреблять вино, но обращается внимание на то, с какой целью человек употребляет вино. Если этот текст перефразировать, то получится так: «Не ищите в эйфории опьянения вином решения ваших психологических напряжений. В конечном результате вы окажетесь на распутье дорог, ведущих в никуда». Вместо слова «вино», можно вписать: наркотик, работа, компьютер, рыбалка, газета, все, что человек использует с целью создать для своего «Эго» идола, зону комфорта, куда он «убегает», оберегая его от потрясений.

Идол является отвлекающим объектом от конструктивного решения вопросов во всех сферах деятельности человека. Суть этого в том, что он создает довольно привлекательную видимость решения проблемы. Кроме того, идол сковывает человека, заганяя его в рамки, выход из которых потом сам и указывает, уводя человека  в еще более глубокую зависимость. В результате, человек вместо принятия норм и постановлений, утвержденных Богом, создает собственные правила устройства своего бытия,  подстраивая его под свою систему ценностей. Содержание целеполагания в таком случае, базируется на концепции эгоцентричного вектора поклонения собственному «Я». В результате  утрачивается связь с Духом, посредством которого человек имел возможность контролировать и коректировать проявления своих чувственных желаний и инстинктов.

  Альтернативный путь, предлагаемый в христианской психологии – исполнятся Духом. Это  значит решать проблемы психологических расстройств не путем их сублимации с помощью психоактивных веществ или иных заменителей, но путем объективной идентификации на фоне библейных принципов и решения на духовном уровне. Дух, дествуя посредством интеллекта и воли, дает возможность человеку не поддаватся безрассудно влиянию эмоциональной сферы, которая часто становится предпосылкой угождения похоти.

Только то, что очень нравится, трудно оставить человеку, а чаще невозможно. Оно становится ценностью, к которой человек привязан узами любви и привычки. В этом случае необходима весомая альтернатива. Рон Харрис по этому поводу пишет: «Для того, чтобы изменится, необходимо искать гораздо более серьезной причины, нежели просто чувства вины перед нравственным законом» [9, с.34].

Таким образом, представление о том, что болезнь является причиной личностных проблем, идет в разрез со всеми понятиями о человеческой ответственности. Люди утверждают, что их проблемы аллогенные (вызванные другими), а не автогенетические (порожденные ими самими). Вместо того, чтобы взять на себя ответственность за свое поведение, они винят во всем общество. Общество легко винить, поскольку ответственность всех – ничья ответственность. Но теперь снимается ответственность даже с общества – люди говорят – наше общество «больное». Фрейдистский психоанализ оказывается «археологической экспедицией» в прошлое, в котором специалист и пациент пытаются отыскать тех, на кого можно было бы возложить вину за поведение пациента. Главное понять, как другие люди навредили ему [3, с.37].

Результат проведенных исследований в рамках этой статьи, указывает на то, что подход доктора Габора Мате построен на абсолютном удовлетворении требований человека, основаных на искаженной системе ценностей. Кроме того, его методика атрофирует волю зависимого к поиску путей освобождения от зависимости. Хотя на первый взгляд, эта система имеет гуманистический оттенок, в смысле свободы волеизъявления – человек выбрал образ жизни, заключающийся находится в состоянии наркотической эйфории и это его право, если не учитывать влияния такого состояния зависимого на окружающих.

Если этот подход рассматривать с позиции идолопоклонства, то его результат можно назвать заменой одного идола на второго, более качественного, но опять же несовершенного. Это является причиной рецидивов успешно прошедших реабилитацию. Такая методика не может обеспечить глубинных изменений на уровне корней, потому что человек сам для себя является идолом и творцом идолов. А раз сам человек является основой и координатором формирования целеполагания внутренней системы ценностей, то и оттенок  целеполагания имеет эгоистическую окраску с материалистической базой.  Альтернативным объектом поклонения идолу может быть только совершенное существо, каковым является Иисус Христос [4, с.110].

Особенностью  реабилитации людей с адиктивным поведением методами христианской психологии является изменение объекта поклонения. Целеполагание, в таком случае, меняет вектор поклонения с эгоцентрического на теоцентреческий, при этом обеспечивает человеку целостное мышление, так как  объект поклонения один. Этот объект не изменяется и им невозможно манипулировать. Принятие решения об изменении целеполагания у пациента происходит в довольно короткий промежуток времени. Последующий период нахождения на центре в изолированном пространстве предназначено для освобождения опекаемого от остатков зависимости на уровне привычек. В Библии говорится: «…отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22-24 ).

Феномен идолопоклонства и проявление его в наркотической и алкогольной зависимости мало изучен наукой. Поэтому в этом направлении есть возможность более глубокого изучения предложенной методики с целью достижения более эффективных методов реабилитации людей с аддиктивным поведением.

С.С.  Якушенко

 Литература:

1.Библия / Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / перевод пастора Б. Геце , Chrisian Aid Ministries. – 2008
2.Давид Поулсон. Идолы сердца и «ярмарка тщеславия» / Давид Поулсон // [Електронний ресурс]. – Режим доступа: http://helpforheart.org
3.Джей Адамс. Мудрый душепопечитель / Джей Адамс. – Одесса: Издательство «Тюльпан» ТМ, ЕРПЦО,2013г. – 360 с.
4.Джей Адамс. Учебник по христианскому душепопечению: практика вразумляющего душепопечения / Джей Адамс. – Харьков, 2002. – 495с.
5.Музиль Роберт. Человек без свойств / Музиль Роберт // [Електронний ресурс]. – Режим доступа: http://royallib.ru/book/muzil_robert/chelovek bez_svoystv _kniga_1.html
6.Предмет значения слова «идол» в Энциклопедическом словаре // [Електронний ресурс]. – Режим доступа: http://tolkslovar.ru
7.Про лечение наркомании [Электронний ресурс]. – Режим доступа: http://rcchoice.org
8.Работая с зависимостью: доктор Габор Мате [Электронний ресурс]. – Режим доступа: http://healthland.time.com
9.Рон Харрис. Катехизис для душепопечителя / Рон Харрис. – К.:«Рука допомоги»,ЧПИФ, 2008. – 192с.
10.Срез наркотической ситуации в Украине за 2008 год [Электронний ресурс]. – Режим доступа: http://www.slideshare.net
11.Уэлч Эдвард Т. Зависимости: банкет в могиле / Эдвард Т. Уэлч. – Одесса: издательство «Тюльпан», ЕРПЦО,2008 . – 332с.
12.Шмуэль Афула. Поклонение идолам сегодня — что это? Шмуэль Афула // [Електронний ресурс]. – Режим доступа: http://www.evrey.com