Єгипетська релігіяІсторія релігій

К. К. Заин и американская версия египетского таро

zainК. К. Заин (настоящее имя – Элберт Бенджамин), создавший первую полноценную американскую версию египетского таро, занимал один из ведущих постов в «Герметическом Братстве Луксора», являясь астрологом Братства (один из трёх высших постов организации) с 1909 года и до его роспуска в 1913 г. Также он был среди основателей «Церкви Света» – организации, существующей поныне. «Герметическое Братство Луксора», хотя и было организовано в Европе (а точнее – в Великобритании, в 1884 году) и первоначально опиралось на европейское оккультное наследие, к началу ХХ века было более влиятельным в США, штаб-квартира же его находилась на тот момент в Денвере (Колорадо). Стоит отметить также, что из представителей организации не только Бенджамин разрабатывал проблематику таро, но также, например, Томас Генри Бергойн, стоявший у истоков американской ветви братства – автор книги «Свет Египта».

К. К. Заин – автор серии учебных курсов по эзотерическим наукам, использовавшегося в «Герметическом Братстве Луксора» (хотя правильнее сказать – в среде последователей братства, поскольку уроки, посвящённые картам, вышли уже после его ликвидации).Картам таро посвящены уроки 22-33, впервые изданные в 1918 году отдельными брошюрами, объединёнными в 1927 году под одной обложкой в книге «Священное Таро» (Sacred Tarot), в издании 1936 года добавлен урок 48, повествующий о каббализме. В своих уроках он говорит о картах и астрологии как универсальном ключе к любой тайной доктрине, поскольку любая доктрина восходит к единому источнику – мудрецам Атлантиды и Му (Жрецам Звёздной Мудрости), которые создали колонии в Египте, Индии, Крите, Перу, Мексике, Китае и Халдее, научив представителей древних цивилизаций каббале в широком смысле этого слова. В узком смысле каббала, согласно книге К. К. Заина, – это еврейский эзотеризм, который он описывает со ссылками на С. Л. М. Мазерса, а ещё чаще – без ссылок на него, но под явным влиянием. Книга Мазерса «Разоблачённая Каббала» (The Kabbalah Unveiled, 1887), содержащая перевод латинского перевода некоторых трактатов книги «Зогар», а также обширное введение, была очень популярна среди англоязычных эзотериков первой половины ХХ века – попал под её влияние и К. К. Заин. Поскольку первое издание «Разоблачённой Каббалы» вышло ещё до создания Герметического Ордена Золотой Зари, влияние Мазерса не связано с влиянием системы последнего. Тем не менее, стоит отметить, что Бенджамин принял в своей системе перемену 8-го и 11-го арканов, произошедшую в школе Г.О.З.З., и не упоминавшуюся ни французскими оккультистами, ни Мазерсом в ранних работах.

Как и многие другие тарологи, Э. Бенджамин сам не нарисовал колоды, но выступил вдохновителем создания нескольких колод. О картах, используемых в «Герметическом Братстве Луксора» («Братстве Света»), пишут издатели русскоязычной версии карт и книги Бенджамина: «Первоначально ученики К. К. Заина пользовались картами Таро Уэйта. В 1918 г. была выпущена первая собственная колода Братства Света. Большие Арканы в ней были позаимствованы из книги Сен-Жермена «Практическая астрология» 1901 г. В начале 1930-х гг. Глория Бересфорд под руководством К. К. Заина нарисовала новые карты (точнее, перерисовала Большие и Фигурные Арканы). Это, второе по счёту, Таро Братства Света было опубликовано как иллюстрации к книге «Священное Таро» 1936 г. издания, а позже (в 1964 г.) – и как отдельная монохромная колода»[1]. В 1994 году книга «Священное Таро» переиздаётся с иллюстрациями С. Чен, а уже в 2003 г. появилась новая колода «Братства Света», которая используется и поныне, и стала основой для издания колоды издательством «Экслибрис» в России.

Элберт Бенджамин в своей книге указывает на египетскую этимологию слова «таро», наследуя в этом Кура де Жебелена, а после отмечает вклад в исследование таро таких авторов, как Раймунд Луллий, Гийом Постель, Антуан Кур Де Жебелен, Луи-Клод де Сен-Мартен, Элифас Леви, Сэмьюел Лиддел Макгрегор Мазерс, Папюс и Артур Эдвард Уэйт. Характерно, что Эттейллу К. К. Заин не упоминает вовсе, а Элифаса Леви и  Уэйта обвиняет в том, что они утаили часть знания, считая основную массу человечества недостойной последнего (сам он обещает не утаивать ничего, что должно знать людям для становления на духовный путь). Говоря об общедоступности «тайных» знаний, Заин упоминает также книгу Атма-бодха («Книга Знания Души»), которая представляет собою средоточие мудрости Индии и Татарии, а её английский перевод использовался в «Герметическом Братстве Луксора». К сожалению, автор приводит только заключительные выводы этой книги, не ссылаясь ни на оригинал, ни на полный текст. Очень интересна также его трактовка мастей, связанная со стихиями и временами года (а значит, и с астрологическими категориями – отсылки к астрологии пронизывают книгу Заина) – причём масть пантаклей связывается автором со стихией воздуха, масть жезлов – со стихией огня, масть чаш – со стихией воды, а масть мечей – со стихией земли.

Карты таро, согласно теории Бенджамина, стали основанием для египетских иероглифов и еврейского квадратного алфавита (речь идёт о 22 козырях), они также отражают астрологические идеи, разные судьбы для людей, рождённых под разными знаками Зодиака и т.д. Собственно египетское происхождение карт подтверждает текст «Мистерий пирамид» Поля Кристиана, являющийся, якобы, пересказом Ямвлиха, и переведенный на английский Женевьевой Стеббинз для внутреннего пользования в рамках братства в 1901 году. Текст Поля Кристиана, содержащийся в его «Истории магии», возможно, восходит тексту ритуала «Crata Repoa» (одним из первых об этом написал в 1888 году С. Л. М. Мазерс), где говорится, например, о том, что посвящаемому в 4-ю и 7-ю степени египетского жречества показывали картины с разнообразными символами и сценами из человеческой жизни. Вообще, элемент ритуала, когда посвящаемому развязывают глаза, подводят к некоему символу и объясняют последний, часто встречается в тексте «Crata Repoa». Для Бенджамина книга Поля Кристиана представлялась действительным переводом Ямвлиха, но в действительности и она, и «Crata Repoa», и тем более – концепция Антуана Кура де Жебелена имели отношение скорее к Египту духовному, мистическому, как его представляли европейцы эпохи Просвещения, не имея отношения к египетской религии, как она представляется историкам религии.

Руслан Халиков


[1] Заин К. К. Священное Таро: Искусство чтения карт на основе духовной науки / Э. Бенджамин ; пер. с англ. А. Костенко. – СПб. : Экслибрис, 2003. – С. 6.

Яка твоя реакція?

Радість
1
Щастя
1
Любов
0
Не завдоволений
0
Тупо
0

Интересно почитать:

Также в категории:Єгипетська релігія