Брахма – создатель мира. На всех изображениях он с бородой. Его четыре лика соответствуют сторонам света, он видит сразу весь созданный им мир. Другой вариант – лики соответствуют четырём Ведам.
Руки Брахмы держат камандалу – ёмкость с водой из Ганга, священной реки индийцев, а также скипетр, чётки (акшамала, отсчитывают космическое время), цветок лотоса – символизирует космос, Веды. Он разъезжает на упряжке из семи лебедей, которые символизируют 7 локов (уровней бытия).
Брахму изображают также сидящим на лотосе, что соответствует его статусу божества, в четырёх состояниях:
1) йогическое (главные достижения духа)
2) бхота (земное, материальное удовлетворение)
3) воинственное
4) грозное
Выражение лиц – от спокойного и умиротворённого до мрачного.
У Брахмы есть супруга, богиня Сарасвати, которую он сотворил, произнеся священный слог. Она потрясающе красива, символизирует знание и мудрость, изображается только в белых одеждах, что означает чистоту и свет. Сарасвати восседает на лотосе, её 4 руки держат книгу, чётки, музыкальный инструмент вину, символизирующий искусство. Лебедь – её вахана (ездовое животное), павлин – спутник, символизирующий мудрость и красоту.
Вишну – верховный правитель мира. Он порождает Брахму, который появляется из цветка лотоса. Лотос растёт из пупка Вишну. Божество спит на огромном змее Шешу с тысячью голов, который плавает посреди Мирового океана. При каждом новом творении Брахмы Вишну просыпается, чтобы этим миром править. Его изображают сидящим в золотом дворце на троне – лотосе. Разъезжает он на орле Гаруде, носителе силы и просветлённого ума. Лик – тёмный или голубоватый, в четырёх руках – символы божественной силы (булава), духовной чистоты (лотос), раковина – спираль, как аналог циклического существования миров, Сударшана –чакра (огненный диск), означающий восстановление разрушенного равновесия Космоса. Вокруг дворца – 5 долин с озёрами, покрытыми цветущими разноцветными лотосами. Жена Вишну – богиня Лакшми, символ процветания, удачи, богатства, изображается одетой в красное сари со множеством золотых украшений.
Шива – божество Абсолюта, он объединяет все возможные противоречия, творение и уничтожение, ибо создать новое невозможно без уничтожения старого. Его трон, покрытый тигровой шкурой, находится на горе Кайлас (Гималаи). Шиву часто изображают в танце, одно из его имён — Властелин танца. Его 4 или 8 рук держат барабанчик – символ ритма Космоса, Агни – священное, очищающее мир пламя, трезубец или стрелы. 2 руки демонстрируют жесты одобрения и силы. Змеи, символизирующие мудрость, неизменные спутники Шивы, они обвивают его тело или только руки. Шею божества украшает ожерелье из черепов. Она посинела от яда, угрожавшего смертью всем живым на Земле. Яд пришёл из океана, и Шива проглотил его, спасая Жизнь. Во лбу Шивы находится Третий глаз, символизирующий проницательность и мудрость. Под его взглядом любое существо обращается в пепел.
Плечи Шивы покрыты шкурой тигра или слона. Иногда его изображают гермафродитом, левая часть которого – женская, его жена Парвати, а правая – мужская. Изображения Шивы оснащены фаллическими символами, его самого могут представить в виде вертикального фаллоса. Локапалы – боги более низкого ранга, символизирующие различные стихии и стороны света. Царь этих богов – Индра, воинственное божество, отвечающее за грозовые явления. Изображается в красном или золотом цвете, восседающий на белом слоне с луком, стрелами, копьём в четырёх руках. На плечах он держит небосвод, отделив его от Земли. Бог огненной стихии – Агни, его изображают с двумя головами, шестью глазами и семью руками. Яма, бог смерти, изображается в синих тонах и восседает на чёрном буйволе.
Также в индийском пантеоне есть боги в облике животных, полностью или частично. Многорукий слоноголовый Ганеша покровительствует наукам и искусству. Хануман – бог священных для Индии обезьян, изображается в обезьяньем облике, увенчанный золотой короной.
Алексей Д