Яджур-веда рассказывает в основном о богослужении в индуизме, то есть как, когда нужно приносить то или иное жертвоприношение. Во второй части записаны подробные инструкции на счет того, как правильно совершать различные ритуалы или обряды. В основном Яджур-ведами пользовались жрецы, которые собственно и приносили жертвы и проводили различные ритуалы.
Существует 2 редакции Яджур-вед: Вадасанейи Мадхйяндиная, а также Ваджасанейи Канва. Но все обряды и ритуалы проводятся в соответствии со второй редакцией. Это, наверное, объясняется тем, что именно 2 редакция считается более популярной на индийской территории. А вот 1 редакция обрела своих поклонников только на севере Индии. Вторая редакция состоит из 40 адхьяий (или по-простому глав). В каждой из глав говорится о том как правильно приносить жертвы в полнолуние и новолуние, какой конструкции должны быть очаги, а также алтари.
Кроме того, в мире существует также 2 собрания Яджур-вед. Первое собрание называют Шукла («белое»), а второе – Кришна («черное»). Причина возникновения 2 редакций Яджур-веды точно не известна. На эту тему существует даже легенда. Так, в легенде идет речь о ведийском пророке, по имени Яджнавалкья. Он обладал особой способностью – умел запоминать информацию любой сложности с первого раза. Яджнавалкья проходил обучение в своего дяди, маминого брата. Однако это юноша считал себя самым умным человеком на Земле. Это, естественно, вызвало гнев учителя. В итоге, Вайшампаяна (так звали дядю) стал требовать от племянника вернуть ему все полученные знания. И Яджнавалкья был вынужден выполнить требование – он вернул все знание в виде мяса. Но в учителя были и другие ученики, которые ценили знание больше, чем Яджнавалкья. Они превратились в куропаток (Титтири) и съели исторгнутое мясо. Так появилась «Черная» Яджур-веда.
После этой истории Яджнавалкья стал учеником Сурьи (бога солнца). Он был хорошим учеником и за это бог солнца подарил ему еще одну неизвестную часть Вед. Поскольку Яджнавалкья получил эту часть от Солнца, он назвал ее «Светлой» или «Белой». Так в мире появилась еще одна редакция второй части Яджур-вед.
В первом и втором собраниях помещены стихи. Единственное, что в «Черном» собрании делается больше акцент на сам процесс жертвоприношений. В этом собрании также есть комментарии с подробными объяснениями к работе.
Помимо этого к «Черной» Яджур-веде были написаны 4 рецензии, а именно: тайттирия самхита (ее еще называют Панчалы), чарака-катха самхита (или Мадры), майтрайани самхита, а также капиштхала-катха самхита (Бахики).
Рецензия Панчалы считается одной из самых известных этих 4 рецензий. Она была названа в честь ученика Яски, которого звали Титтири. Она разделена на 8 книг (их принято также называть кандами), которые в свою очередь делятся на главы, а главы – на гимны.
А вот «Белая» Яджур-веда представлена всего лишь двумя редакциями – Канва-шакха и Мадхьяндиния-шакха. Первая редакция распространена на севере Индии, а вторая – на юге Индии. Эту редакцию также дополняют 2 Упанишады.
Кроме информации о жертвоприношениях, вторая часть индийских священных Вед сообщает интересные детали о развитии математики в то время. Оказывается, математические науки в то время были хорошо развиты. Например, становится очевидным, что ученные того времени умели считать до триллиона и знали о бесконечности чисел.
Алексей Д