Історія філософії

Возвышенное

vozМое размышление будет касаться постижения человеком чувственности , через выход за ее пределы. Возвышенность происходит от категории » возвышенное » . Она наиболее полно была описана немецким философом Эммануилом Кантом. В своем произведении » Критика способности суждений » он так его характеризует :

» Возвышенное то , по сравнению с чем все остальное мало. » Также эта категория является одним из понятий эстетики — науки о чувственное познание . В своем произведении философ пишет о сходстве «прекрасного » ??и возвышенного. Только первое касается всего ограниченного , в то время как второе — это только безграничное. Кант связывает динамическое возвышенное : море , война , гроза, буря , небо (один из его видов ) с могуществом , которая волнует душу , так же как математическое возвышенное : пирамида Хеопса , горы. Влияние на человека возвышенное осуществляет не через чувства, а через душу или разум , которые философ в этом произведении отождествляет . После » Критики способности суждений » немецкие и в частности некоторые русские философы писали о Великом , как синоним возвышенного. В украинском языке лучше было бы писать Грандиозное , или Величественное .
Теперь можем перейти непосредственно к возвышенности . Определение некоторых категорий , было существенно важным для понимания моего размышления . Как мы уже отметили ранее , возвышенное характеризуется бесконечностью , волнением души и влиянием  на разум человека. Внешние ощущения не являются основой возвышенности , они только посредники , через которые воля , или дух выходят за пределы чувственного познания мира. Через категории прекрасного , большого происходит выход за пределы эстетики. Прекрасное само по себе , если не отождествлять его , как Кант с целесообразностью ( находится в предмете для внешних чувств ) может называться возвышенным . В отождествлении этих категорий , по моему мнению , мы выходим за их границы до возвышенности .
Оставив понятие возвышенное эстетике , я буду говорить непосредственно о теме своего размышления . Итак внешние ощущения : вкус , зрение , обоняние, осязание , слух только воспринимают предмет , который может нас взволновать , дальше они не участвуют в постижении явления . Дух или воля осмысливает чувственность , тем самым превращая ее в духовность , которая отождествляется мной с душевностью . Как происходит этот процесс? Он всем знаком , только не каждый человек задумывается о нем. Когда например музыка , песня , красота природы , хороший поступок взаимодействуют с нами , чувственность возвышается над собой и становится определенным духовным состоянием — это и есть возвышенность .
В отличие от Канта , я считаю , что понятие математического , или определенного геометрического , редко может взволновать ум , только когда это в природе огромные горы , или архитектурные и скульптурные произведения как храмы , музеи , возможно некоторые памятники. Вместе с тем, по моему мнению, является сомнительным , что например даже небо , гроза, море , могут стать причиной для идей нашего разума. В уже неоднократно упомянутой мной » Критике способности суждения » выделяется уважение, или как иногда переводят благоговение перед предметом, который волнует душу. Однако в самом процессе возвышенности, я отрицаю ее.
Когда действительно возникает духовное состояние, описанный мною ранее , тогда невозможны любые эстетические или еще какие-то категории . Человек в это время находится , как в другом измерении , или как говорят философы в трансцендентности (за пределами познания). Действительно в возвышенности рассудок (способность для определения понятий)  замолкает , перед ним обычно прекращается словесный монолог или диалог . Как какое-то положительное очарование окутывает теплом , светом или добротой. Тогда забывается о своем эгоцентризме, по словам поэтов — это взлет души , для религиозных людей , могу сравнить ее с постижения божественного через творение Творца в земном мире .
Возвышенность — это трансцендентность , которая является имманентным(внутренне присущим ) человека через явление , выходит за свои пределы обыденного . Отсутствие теоретической категориальности ( упорядочения ) и практической категоричности (отсутствием суждения о предмете) мешает нам адекватно описать это духовное состояние . Только когда закончилось очарование тем, что взволновало нашу душу сначала , мы снова способны вести разговор , или выделить понятия: прекрасного , красоты , большого , грандиозного , возвышенного. Именно возвышенность отличает нас от животных , которым недоступно такое переживание . Поэтому эстетика , как наука о прекрасном или чувственное восприятие мира не могла возникнуть при возвышенности . Вообще логика не способна выразить всю многогранность или бесконечность возвышенного переживания.
Возвышенность — это одно из главных человеческих свойств для постижения мира и самого себя . Без нее мы бы просто бы стали животными с инстинктами : голода , самосохранения , размножения , или рассудочными существами , фактически биороботами , которые не способны ни любить , ни творить. В худшем случае люди превратились в » нелюдей » — инфернальных ( адских ) чудовищ с целью уничтожения всего живого на Земле.
Дмитрук пишет  , что гаджеты , является угрозой для творческой жизни человека . Они считают , что современные технологии вредят обществу именно » гаджетностью » — направленностью на искусственное потребительство через нивелирование ценностей . По моему мнению , такая опасность существует. Но Дмитрук, слишком пессимистично относятся к современным техновинкам . Такая тревожность , может в будущем превратиться в мизантропство ( ненависть к людям ) . Пока человек находится иногда в возвышенности она может спастись от матрицы современного мира , которую Дмитрук  называет » гаджетностью » .
Заканчивая свое размышление , я соглашусь , что в обществе существует много зла , манипулирования , потребительской направленности , но все эти недостатки исчезают в возвышенности . Мы должны понять , что мир несовершенен ! Человек не совершенен! Вместе с тем люди могут идти к совершенству как существа не законченные. В том и благо, не считать себя центром нашей планеты, или Вселенной , возможно есть другие разумные существа . Возвышенность выводит за пределы собственного » я » , а это доказывает , что мы только частицы , жизни и выживание которых связано непосредственно с взаимодействием каждого обитателя планеты Земля как творца.

 Тарас Клок

Яка твоя реакція?

Радість
0
Щастя
0
Любов
0
Не завдоволений
0
Тупо
0

Интересно почитать:

Также в категории:Історія філософії