Історія релігійСвященні книги

Упанишады, или все новое – это хорошо забытое старое

upanihaduУпанишады – древнеиндийские тексты философского характера. Являются составной и по совместительству заключительной частью священных для индуизма Вед, подводящей итоги всех предыдущих глав из четырех основных книг. Упанишады в переводе с санскрита означает «сидеть неподалеку» или «душевный совет». По одной из версий, слово «Упанишады» дословно истолковывается как «разрушение невежества».
На данный момент большинство ученых затрудняется дать хоть сколько-нибудь внятный ответ на вопрос о периоде возникновения первых индийских трактатов, однако большинство из них сходится во мнении, что самые старые тексты Упанишад, такие как Мукхья, относятся примерно к восьмому столетию до н.э. Благодаря своему более чем солидному возрасту, Упанишады оказали самое непосредственное влияние на множество появившихся в последствии философских и религиозных школ и доктрин от индуизма до буддизма.

В Упанишадах содержатся многочисленные рассуждения на философские, теологические и теоретические темы. Затрагиваются вопросы взаимоотношения человека и вселенной, даются техники для медитаций и настройки сознания. Также в них метафорически поэтапно описывается картина мироздания, центральной же фигурой Упанишад выступает верховный беспристрастный Абсолют, он же бесконечный Брахман, являющийся первопричиной всех вещей и явлений.

Брахман чрезвычайно сложен для какого бы то ни было описания научным языком – в Упанишадах он сравнивается с океаном, беспрерывно порождающим новые волны, обреченные в итоге разбиться о близлежащие скалы, он не только является истоком Вселенского бытия, но и непосредственной причиной превращения в прах всех существующих вещей. Он лишен всякой формы, но в то же время обладает ей в полной мере, он считается бессмертным будучи смертным. Другими словами, понятие Абсолюта находится вне категорий логики, пространства и времени.

Упанишады по сути представляют из себя вполне оформленную, хотя и местами весьма противоречивую систему древнейшей философской мысли. В противовес возникшим в более позднее время писаниям монотеистических религий, главной идеей Упанишад является не слепое поклонение и не проведение кровавых ритуалов с принесением жертв, а познание первоначального состояния Вселенной и экстатическое единение с ним. Причем по представлениям древних индусов, человек не мог отыскать Брахмана ни в каком другом месте, кроме собственного сердца, а великий закон справедливости Вселенной приводится в действие через принцип кармического воздаяния и затрагивает абсолютно любого человека, рожденного в сетях иллюзии, то есть в нашем физическом мире.

Основные тексты Араньяков и Упанишад, ставших фундаментом дальнейшего религиозного развития древних, носят название Веданта и содержат квинтэссенцию всей ведической теории и практики. Араньяки являют собой тексты, предлагающие набор определенных упражнений для саморазвития и единения с абсолютом. Многие из них и по сей день входят в списки самых различных методик современных школ йоги. Упанишады же больше относятся к категории метафизики, и в то же время они по праву считаются весьма драгоценным историческим памятником прошлого.

Традиционный индуизм признает каноны Муктика и Мукхья. Первый состоит из 108 Упанишад, основное содержание в текстах которых уделено диалогу между Рамой и Хануманом, выспрашивающего у аватара бога Вишну, как ему достичь состояния просветления. Мукхья же включает в себя около дюжины Упанишад, хотя этот вопрос в данный момент является причиной горячих споров между учеными.
Алексей Д

Яка твоя реакція?

Радість
0
Щастя
1
Любов
0
Не завдоволений
0
Тупо
0

Интересно почитать:

Также в категории:Історія релігій