Работа над трактатом «В чем моя вера?» началась в 1882 году на основе незаконченных «Записок христианина» и вылилась в обоснование религиозно-философского учения, которое получило название «толстовство». Сам же Лев Николаевич видел счастье в проповедях и апостольстве, но никогда не считал себя учителем. По его мнению, он лишь избавил последователей Христа от ненужных обрядов и суеверий, навязанных церковью.
Идеи толстовства
Толстой отошел от ортодоксального православия, считая, что, вопреки учению Христа, церковь поощряет зло в виде войн, казней, гонений на неугодных и социального разделения. Толстовство утверждает:
- непротивление злу;
- отрицание вражды между народами;
- любовь к ближнему;
- стремление к нравственному совершенству;
- преобладание духовных ценностей над моральными.
Следуя учению Льва Николаевича, толстовцы отказывались от военной службы и призывали других к войне не оружием, а силой разума и духовности. Они провозглашали идеи всеобщего равенства и братства, а отказ от материальных благ в угоду простому земледелию – единственно верным образом жизни.
Последователи
Излагая в философских трактатах свое видение учения Христа, Лев Николаевич Толстой надеялся, что поднятые им идеи будут близки людям. И он был прав. Обоснование толстовства была написано вовремя, когда многие представители высших слоев общества стали задумываться о «избыточности» своего существования. Они отказывались от больших поместий, лишних вещей, придерживались вегетарианства.
Учение набирало популярность, которая привела к разделению толстовцев на два течения: одни считали более полезным вести просветительскую деятельность, через печатание «религиозных» трактатов (открытие издательства «Посредник») и «хождение в народ», другие – через объединения в коммуны – «культурные скиты». В скитах селились представители разных сословий. Главным их занятием было возделывание земли.
В основном коммуны толстовцев были ликвидированы советской властью в 30-ых годах ХХ века, а их обитатели подверглись репрессиям.
Алексей Д