В XVI в. католическая церковь переживала ряд расколов. Основным христианским ответвлением стала протестантская церковь, но и она была подвергнута размежеванию на ряд учений.

Социнианство, небольшое по численности направление второй половины XVI в., возглавляемое Фаустом Социни. Его учение строилось на отрицании триединства Бога, он так же отрицал божественную природу Христа. Антитринитарная доктрина гласила, что Иисус Христос божественный учитель, который за свои великие деяния получил божественную силу. В его смерти нет искупления человеческой души, и первородный грех человека, является выдумкой католических священнослужителей.

Приверженцы социнианства выступали против многочисленных религиозных обрядов, они, как и другие христианские учения периода Реформации, выступали за демократизацию церкви. Уменьшение налогов, отказ от латыни, сокращение числа обрядов и проповедей, все это, по их мнению, нагружало религию, и не позволяло развиваться обществу. Единственное, что они считали необходимым, это поддержание единства христиан в странах Западной Европы.

Социнианство наибольшую популярность получило в верхах аристократии. Они считали, что следует ограничить влияние церковной власти на власть светскую, и уменьшить государственные вложения в церковь. Это было связано с тем, что во второй половине XVI в. начинают постепенно развиваться первые мануфактуры, которые приносили существенный доход своим владельцам, часть этого дохода им приходилось отдавать церкви и государству. Поэтому аристократия была заинтересована в распространении религиозного учения.

Однако, на территории Западной Европы, социнианство было вытеснено учением Мартина Лютера, его подход оказался более эффективным для концентрации частного капитала в руках светской власти. Учение антитринитариев получило массовое распространение в Речи Посполитой, Литве и юго-западной Руси. Быстрый отклик у населения был вызван тем, что сацинианство затрагивало интересы имущих, которые не хотели платить большие подати церкви.

В Речи Посполитой массово открывались школы социнианистов, там преподавали не только литературу, философию, риторику, но и готовили шляхтичей против католической церкви. Однако, борьба не дала положительных результатов, католической церкви удалось искоренить данное учение, причислив его к ереси. Полностью покончить с социнианством удалось только к концу XVII в. и то в странах Европы, отдельные группы социанистов продолжали верить в свои догмы.

Алексей Д