Несмотря на короткую историю движения, отдельные саббатианские общины продолжали существовать. Так, наиболее знаменитой является организация под названием дёнме, находившаяся в Турции. Итогом непродолжительного существования саббатианства стало его ощутимое влияние на религию иудаизма в целом.
Как уже было сказано, основателем движения саббатианства стал Сабатай Цви. За время своего пребывания в еврейской общине он прославился странными поступками и пророческими приступами. В 1648 году он провозглашает себя мессией и исключается из членов общины в Смирне. После этого события он отправляется в город Газа, к Натану-целителю. Именно он и признает в нем мессию.
С 1665 года начинается путешествие Цви в Константинополь. По пути он встречает множество поклонников и сторонников его мировоззрения, которые узнали о нем из писем от Натана. Однако уже через год странствий Саббатай был арестован и заключён в тюрьмы. На суде ему было выдвинуто предложение о принятии ислама взамен смертной казни. Цви соглашается на такое предложение и 16-го сентября того же года переходит в другую веру. За это турецкий султан награждает его престижной должностью.
Натан из Ганзы стал теоретиком саббатианства. Основными практическими компонентами стали:
- Свобода. Приверженцы саббатианства считали, что евреи уже избавлены и свободны, поэтому о прежних запретах речи идти не может.
- Отречение. Несмотря на то, что большинство членов общины принадлежали либо к исламу, либо к католичеству, после вступления в саббатианство они отрекались от своего вероисповедания.
- Реинкарнация. Саббатианцы не отрицали идею переселения душ.
- Мессианство. Считалось, что душа Цви переселяется в очередного предводителям общины, что автоматически превращает его в мессию.
- Антиномизм. Община верила в то, что после пришествия мессии все прежние заповеди упразднялись. Иногда эта идея достигала своего пика, и в рамках общины устраивались сексуальные оргии. Саббатианцы считали, что грех – это почва для создания нового мира.
- Толкование сновидений.
- Мистическая направленность.
- Религиозная терпимость.
- Ассимиляция.
- Социальная интеграция.
Алексей Д