Древнегреческий философ Платон (427—347 гг до н.э.) — глубокий и плодовитый мыслитель, оказавший сильное влияние на развитие философских дисциплин, богословия и наук. В его обширном наследии нет работ, посвященных собственно психологии, однако размышления о составе и устройстве души, о ее посмертной участи, о проблемах памяти, восприятия и научения встречаются в целом ряде его диалогов.

Центральным положением платонической философии можно считать противопоставление материального, чувственного мира незримому миру вечных, неизменных идей. Все сущее оказывается присуще божественному порядку через свое понятие, которое, воплощаясь в материи, и формирует вещь. Природа человека тоже двойственна: бессмертная душа живет в смертном, преходящем теле, заключенная в нем, словно в темнице (метафора, которую Платон развивает вслед за пифагорейцем Филолаем).

Суть учения о душе

Душа, согласно философу, не зарождается в теле, но вселяется в него, приходя из небесных сфер. Перед своим воплощением душа могла созерцать горний идеальный мир, иерархию идей, и это знание хранится в ее глубинах, полустертое от соприкосновения с грубой материей. Прижизненной задачей человека, пишет Платон в диалоге «Менон», становится воскрешение в себе этого потаенного знания, «припоминание» истины о бытии, а также усмирение бушующей плоти, которое позволит душе безболезненно покинуть тело и вернуться на небеса.

Платон о душе

Пребывание в теле уродует душу, рождает в ней низкие привычки и стремления, дает проникнуть в нее разным «примесям» (см. «Федон»), именно поэтому так важно практиковать умеренность во всем, никогда не потакать излишне страстям, стремиться к «чистоте» помыслов.

В диалоге «Алкивиад» Платон устами Сократа высказывает мысль о том, что благородный человек должен уметь управлять собой, быть господином над своими страстями, иначе он не свободный эллин, а раб, какое бы высокое место он ни занимал в земной иерархии отношений. Жалкой представляется описываемая в трактате «Государство» фигура тирана, который, казалось бы, властвуя над всеми, на деле оказывается невольником своих жадности, властолюбия и гнева, живет в постоянном страдании и страхе. Противопоставляется ему образ философа, презревшего все мирское и в покое и счастье обратившего свою душу к созерцанию вечных сущностей — красоты, справедливости, блага.

Бессмертие души

В платоновском диалоге «Федон» персонаж Сократ, беседуя с Кебетом, стремится опровергнуть тезис о том, что душа после смерти «рассеивается, словно дыхание или дым» (точка зрения другого известного древнегреческого философа, с которым и полемизирует Платон, — Демокрита). В своем рассуждении мудрец последовательно приводит четыре доказательства бессмертия души:

  1. Первое доказательство базируется на положении Гераклита о том, что противоположности рождаются друг из друга: «из более сильного происходит более слабое, из более медленного — более быстрое», так и «жизнь и смерть происходят друг от друга», говорит Сократ. Противоположные процессы формируются в пары, каждый из них необходимо требует существования другого. Так, умиранию соответствует оживление, а оно неизбежно предполагает некоторое состояние человека, которое предшествовало бы рождению, а именно наличие «мертвой» души, готовой к вселению в новое тело.
    2. Это доказательство подкрепляется теорией «припоминания» знаний, которые не могли быть изучены в текущей жизни: понимания равенства, тождества и т. д.
    3. Следующее доказательство происходит по аналогии: как отельные вещи обязаны иметь сущность, понятие, общее между подобным, так и человек должен иметь свою сущность — душу.
    4. Наконец, Сократ говорит о том, что душа как причина активности тела, причина жизни, не может быть причастна смерти, ведь жизнь и смерть исключают друг друга, а значит душа бессмертна.

Устройство души

Сама по себе душа, как утверждается в «Федоне», проста и неделима, она представляет собой не совокупность неких мелких частиц (позиция Демокрита), но нечто целостное, единую идею. Тем не менее, для лучшего понимания нравственного действия Платон в «Государстве» предлагает метафору, в которой душа якобы подразделяется на три части:

  • разумную,
  • яростную (или пылкую, гневную),
  • вожделеющую (или страстную).

Эти три части души, следуя тексту диалога «Федр», можно вообразить себе в виде колесницы. В качестве возницы, занятого нелегким делом управления душой и телом, выступает разум; он правит двумя конями — белым, благородного, божественного происхождения, и черным, чьи «предки — иные», который постоянно рвется из упряжи и тянет колесницу вниз. Чтобы душа смогла подняться в царство вечных идей, необходимо усмирить черного коня, не давать ему воли, иначе он помешает подняться высоко ввысь. Яростное начало может как усилить сопротивление вожделеющей части души разумной, так и наоборот встать на сторону лучшей трети. Развивая эту мысль, Платон в «Государстве» сравнивает разум с пастухом, а яростную часть души — с пастушьей собакой, которая лая и бегая вокруг стада (низшего, порочного начала в человеке), помогает его присмирить и направить.

Преобладание одного из душевных начал определяет характер человека, а также предполагает подходящую ему деятельность. Так, люди с сильно развитым разумным началом, философы-аристократы, должны издавать законы и управлять государством, пылкие люди должны быть стражами, а прикованным к плоти, не представляющим жизни без материальных благ особям пристало заниматься ремеслом и земледелием. Если к власти приходят люди, в чьих душах преобладают яростное или вожделеющее начало, меняется форма власти — возникают, соответственно, тимократия (как в Спарте) или охлократия — и страна приходит в упадок.

Миф о пещере

Теория познания Платона помимо мысли о припоминании душой виденного ей прежде содержит также яркий образ пещеры. В «Государстве» древнегреческий мыслитель описывает узников, сидящих в пещере лицом к стене. На сводах периодически мелькают тени, узники наблюдают за ними и обсуждают их. Но стоит одному из них сбросить оковы и выйти наружу, как он увидит, что все видимое пленниками — не более, чем тени проносимых мимо входа предметов. Когда же его глаза привыкнут к дневному свету, он сможет разглядеть на небе солнце, под образом которого скрывается идея блага. Так философ прекращает верить данным чувственного познания и обращается к постижению идей.
Порой узники возвращаются в пещеру и рассказывают другим несчастным, что видели снаружи, но те не верят им и принимают за безумцев. Так и люди, погрязшие в плотских утехах и доверяющие в познании лишь своим ушам и глазам, поднимают философские рассуждения о нравственности и вечной истине на смех.

Вместо заключения

Учение Платона о душе можно считать первой развернутой идеалистической концепцией в психологии. Впервые душа выступает не только как вечная и бессмертная сущность, но и как субстрат нравственных качеств, отличающих человека от животных. Идеи этого мыслителя оказали огромное влияние на дальнейшее развитие представлений о душе, в частности, в мистическом христианстве.

Андрей Миколас