В 1816 году Британские священники занялись переводом Священного Писания на язык малаялам. Через 70 лет профессор Коттаямской семинарии поддался влиянию миссионеров-протестантов, которые подговорили его провести внутреннюю реформу церкви. Для этого он отправил к патриарху своего племянника. Однако со стороны противников реформы отправили Пуликоттила Иосифа Рамбана, который вернулся не только с епископским чином, но и с патриархом Петром III, тем самым утвердив его главенство в Маланкарской церкви. Рамбана назначили патриархом церкви, что повлекло за собой создание новой автокефальной церкви.
В 1912 году патриарх Абдулла приехал в Кералу(штат Малабарского побережья) и затребовал у митрополита документ, в котором говорится о получении временных полномочий в Маланкарской церкви. За это Абдулла был отлучён от церкви. После этого Маланкарская церковь была разделена на 2 фракции: одна поддерживала отношения с сирийским патриархатом, а другая существовала в полуавтономном режиме, признавая Сирийский патриархат, но подчиняясь Маланкарским духовным лицам.
На сегодняшний день автокефальная фракция насчитывает около миллиона прихожан. Литургические традиции Маланкарской церкви мало отличаются от вероучений Эфиопской, Коптской и Эритрейской церквей. Ведь это одна из ветвей семейства древневосточных церквей.
Алексей Д