Історія релігій, Іудаїзм, Переклади        21 Серпня 2014        201         Коментування вимкнено

Католическая и протестантская теология

glavaVIЧисло верующих евреев, которые на протяжении 19-ого столетия были обращены в одну из трех христианских течений: протестантизм, Римскую католическую или греческую православную церковь, составило около 200 000 человек. Со времен своего основания в 1809г. Лондонское «Общество для зхпотребностей христиан среди евреев» проводило миссионерскую деятельность и этим оно сохранило современную форму организации в европейских странах, особенно в Центральной Европе. Однако переход евреев в христианство неоднократно случался и раньше. Евреи, которые приняли новую веру раньше, или их потомки, создали новое верование, появилось новое духовенство и новые ученые-теологи. За неимением солидных работ, достаточного количества данных, а также трудностей в проверке правдивости доступного материала я вынужден ограничиться только 19-20 столетиями. Данных рамок следует придерживаться и потому, что в теологической науке не было представлено достаточно фактов о еврейском духовенстве. Даже священнослужители, не смотря на то, что они стали известными благодаря праведным усилиям, усиленной миссионерской, социальной, проповедческой и политической деятельности, несмотря на то, что они стояли во главе целого ряда христианских теологов еврейского происхождения, не могли получить высокий сан в церковной иерархии.Можно привести несколько примеров, поскольку для систематизированного представления не хватает данных, кроме того это займет большой объем в данной работе. Притом христиане всех конфессий и церквей во всем мире высказывали свою уверенность в том, что идея ограничить зоны проживания евреев в Центральной Европе неосуществима, многие хотели перейти в христианскую церковь, и еврейские священники не брали во внимание никаких ограничений.

Вот два самых ярких примера:Джон Генри Ньюман и Фридрих Юлиус Шталь.

Когда в круг наших исследований включают Нидерланды, так как большинство голландских евреев являются наследниками немецкой культуры, а развитие христианско-еврейских отношений было толерантным и глубоко религиозным, напрашиваются интересные исторические выводы о том, что попытки обратить иудеев в христианскую церковь были предприняты раньше, чем в Англии.

На церковных съездах в Дордрехте, Делфте и Ляйдене соответственно в 1676,1677 и 1678 были приняты решения относительно местных евреев. В биографии Боруха Спинозы, религиозного философа Уриеля Акосты и Рембранта, которые принадлежат к 17 столетию, просматривается дух религиозной терпимости, которой в общем можно охарактеризовать отношения между голландскими христианами и евреями. Позже в 19 столетии будет обнаружен факт, что христианское движение «За возрождение» достигло таких масштабов именно благодаря новообращенным евреям. Хотя это движение более активно развивалось в других странах, нежели в самой Голландии. В 1822г. Два новообращенных еврея Абрахам Кападоза и Исаак да Коста сыграли ведущую организаторскую и идейную роль в новообразовании в новообразованном движении «Консервативный пиетизм».

Кападоза, в прошлом врач, принимал участие в миссионерской деятельности; да Коста был поэтом с большими наработками. – Кроме этих голландских евреев, а также спинозы и Акосты (семья которого имела испанско-португальское происхождение) выделяется внук голландского еврея немецкого происхождения, эмигрировавшего в Англию, Джон Генри Ньюман (1801-1890). Он родился в Лондоне, в семье банкира Джона Ньюмана, семья которого переехала с Голландии в Англию еще в 1675г.; его мать была из семьи гугенотов. Будучи в молодости кальвинистским проповедником в церкви Оксфордского университета и основателем Оксфордского движения, в 1845г. Он перешел в католичество и стал священником. Тот факт, что в 1879г. Он был назначен кардиналом, подчеркивает, какое важное значение он имел для римско-католической церкви. Вторым ярким примером о вкладе новообращенных евреев в христианскую теологию является авто «Учения о христианском государстве» Фридрих Юлиус Шталь. Преподаватель государственного права, он родился в семье банкира Валентина Йольсона, а по материнской линии он был внуком главы Мюнхенского еврейского общества Абрахама Ульефльдера, настоящее имя которого Юлиус Йольсон, но после крещения (1819) его имя было изменено. Шталь не был теологом в прямом смысле этого слова, сначала он был преподавателем государственного и церковного права в университете г. Эрланген, потом его приняли в Берлинский университет как профессора правовой философии и церковного права, ему так же принадлежит целый ряд трудов на церковно-правовые и теологические темы. Вот названия некоторых его трудов, которые связаны с темами юриспруденции, политологии и политики: «Церковный основной закон об учении и правах протестантов» (Эрланген 1846), «О церковной дисциплине» (Берлин 1845), «Христианское государство и его отношение к деизму и иудаизму» (Берлин 1847), «Протестантизм как политический принцип» (Берлин 1853), «католические опровержения» (Берлин 1854), «Лютеранская церковь и союз» (Берлин 1859). Но ни как писатель, ни как теолог, юрист и преподаватель, ни как политико-консервативный идеолог Шталь ни кода не отступал от своих настоящих религиозных убеждений, рамок иудаизма и религиозной справедливости.

Последователем Шталя стал новообращенный еврей и врач Вольфганг Бернхард Френкель (Эльберфельд 1795 -1851), он принимал участие в освободительной войне против Наполеона, был крещен в 1840г. И написал труд «Несчастье евреев и их освобождение в Германии» (1840), а также «Неосуществление освобождения евреев в христианских странах» (1841). Дальше нужно ограничиться вкладом евреев в развитие католической и протестантской теологии. Другие учения о Боге, в особенности свободно-религиозные учения во внимание не принимаются. Можно заявлять о некоторой исторической связи между иудаизмом и масонской ложей на основе некоторых фактов, но эта связь отсутствует, когда речь идет о чисто религиозном характере течений.

Вот хотя бы один пример: Рахель в последние годы своей жизни стала последовальницей философско-религиозного течения св. Мартина, о котором она часто упоминала в письмах. Она, по-видимому, не знала, что теологическое течение мартинистов, основанное фон Льюисом Клодом де Сейнт-Мартином (1743-1803), на самом деле произошло от португальского еврея Мартина де Паскаля (1715-1779). Течения св. Мартина имело сильное влияние в Бордо.

Такие факты значительной роли евреев были установлены с помощью соответствующего изучения большинства религиозных движений, которые имели место на немецкой земле.

 KAZNELSON, Зигмунд (1893-1959), издатель и редактор. Родился в Варшаве, Kaznelson закончил учебу в Немецком университете  в Праге. В студенческие годы он начал публикацию статей о еврейских и сионистских субъектах в Die Welt и Selbstwehr, сионистского журнала Праги, который он редактировал во время Первой мировой войны После войны он переехал в Берлин.. С 1920 он руководил издательством Juedischer Verlag, которое он превратил в крупнейшее издательство немецкого еврейства. Под его руководством  опубликованы  дневник Герцля, история Дубнова, темы Juedisches Lexikon, произведения Ахад ха-Ама, и другие важные еврейские произведения. В 1937 Kaznelson эмигрировал в Эрец-Израиль и поселился в Иерусалиме. В то время как до сих пор в Германии он начал свою научно-литературную проект о роли евреев в немецкой культуре. Часть этой работы была опубликована при его жизни; остальные были опубликованы посмертно, как Juden им Deutschen Kulturbereich (19623), Бетховена Ferne унд unsterbliche Geliebte (1954); Juedisches Schicksal в Deutschen Geschichten (антология, 1959);Палестина задача и ее решение (1946); и Zionismus унд Voelkerbund (1922). Литература: Ф. Weltsch, в: Haaretz (3 апреля 1959); То же, в: МБ (26 марта 1954); Juedischer Verlag, альманах: 1902-1964 [Getzel Kressel] Источник: энциклопедия Иудаики. © 2008 Gale Group.

Перевод  Анатолия  Мучника

Коментування закрито

Пошук
Рубрики
Ми у Facebook