Історія релігійІсторія філософії

Христианская психология – особенности решения проблемы антиномий при реабилитации людей с аддиктивным поведением

gumerov_ В статті розглянуто питання формування парадигми християнської психології, як одну з складових загальної  психології. Її  практичне застосуванн в процесі реабілітації людей з адиктивною поведінкою .

Ключові слова: гріхопадіння, соціальні зв’язки, антиномії, метод, теоцентризм, антропоцентризм, залежність, реабілітація.

В статье рассматривается вопрос формирования парадигмы христианской психологи, как одной из составляющих  общей психологии. Ее  практическое применение в процессе реабилитации людей с аддиктивным поведением.

Ключевые слова: грехопадение, социальные связи, антиномии, метод, теоцентризм, антропоцентризм, зависимость, реабилитация.

 The article deals with the formation of a paradigm of Christian psychologists, as a component of general psychology. Its practical application in the rehabilitation of people with addictive behavior.YakushenkoS.S. Christian Psychology — especially addressing en Tin in rehabilitation of people with addictive behavior

Keywords: fall, social networks, antinomy, method, theocentrism, anthropocentrism, dependence, rehabilitation.

Постановка проблемы в общей форме, ее связь с важными научными и практическими заданиями.  Бог создал человека по образу и подобию Своему. Но в результате грехоподения  свойства,  унаследованные от Бога, были утрачены или искажены грехом. Но некоторые особенности подобия Богу у человека все-таки остались неизменными, например: способность мыслить, свобода воли, вечность души  и т.д. Но есть еще одно свойство, которому мы не всегда придаем  соответствующее ему внимание. Бог единородный в Своём роде [1, Иоа.1:18]. Тоесть, Он единственный и неповторимый. Этот образ отражается в каждом человеке  индивидуальностью, с присущими только ему одному определенными чертами характера, мировоззрением, вкусом и т.д.

До  грехопадения  в этом разнообразном обществе, взаимоотношения строились по принципу теоцентризма, на основе любви к  Богу и к ближнему своему [1, Мтф.22:37-39]. Такое устройство отношений между людьми, было гарантией гармоничного устройства взаимосвязей в социуме, которые строились по принципу взамодополнения. Вектор реализации своего предназначения человек понимал, как  созидание блага ближнего своего.  (О сущности божественной концепции устройства конструктивных отношений в бытии человека, Иисус Христос особенно ярко констатирует в Евангелии от Матвея 5-7 главы).

Но человек, воспользовавшись свободой своего волеизъявления, выбрал другую модель устройства социальных связей. Принципиальная схема взаимоотношений, предложенная сатаной, строится на антропоцентричных принципах. Тоесть, эгоизм стал концептуальным фактором, разрушающим социальные связи в жизни человека «И сказал змей жене: нет не умрете; Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будите, как боги, знающие добро и зло… Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: Что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела… Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей… к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. А Адаму сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав «не ешь от него», проклята земля за тебя;…» [1, Быт.3:4-5,12-13,16-18]. В результате вероломного поступка по отношению к Богу, человек остался без истинного источника пищи для души. Вот эта жаждущая душа и вынуждает человека искать

Анализ последних исследований и публикаций, в которых данная проблема рассматривалась. С тех пор творение пытается своими силами упорядочить жизнь на земле. И мы есть свидетелями безуспешности этих усилий. Но человек, в большинстве своём, упорно не хочет признать свою несостоятельность и продолжает своим интеллектом, искаженным грехом, искать те инструменты, которые бы дали возможность разрешить проблемы человеческой души. Одним из основных  инструментов для этого является психология. Но с того времени когда эта наука склонялась все более к прагматизму «метод стал самостоя­тельным, диктующим — каким должно быть предмету исследования, и поскольку душа не поддавалась, не улавливалась этим способом, то она попросту была вынесена за скобки» [2.с.2]. Таким образом, наука, создаваемая для познания души потеряла предмет исследования в  дебрях изучения продукта производимого душой, приняв его за предмет.

В этой статье никоим образом не ставилось целью, подвергнув критике деятельность прагматической психологии, попытаться как-то отодвинуть ее на задний план, чтобы освободить место для христианской психологии. Подобный метод устройства своей ниши существования в той или иной сфере противоречит христианским принципам. Но вопрос стоит в другом: как «…не искажая слова Божия…» (2Кор.4-2), качественно использовать исторически сложившиеся обстоятельства для становления христианской психологии. И потому, самое первое, чем мы должны руководствоваться в подобной обстановке, это направить потенциал психологии на служение душе.

Так как эмпирический подход лишает исследователя от возможности брать в расчет экзестенцию, то и выводы, сделанные в результате исследования души, выглядят односторонне и не могут быть максимально полезными.  То же произойдет и с христианской психологией, если она будет радикальной по отношению к прагматическому подходу. Мы знаем, что Слово Бога самодостаточно по отношению к познанию души. Но мы знаем и то,  чтобы  выкопать колодец, необходима лопата.  Вот этой лопатой и являются методы исследования, которые наработала научная психология. Некоторые из  интеграционистов по этому поводу говорят: «… мы можем использовать данную информацию при условии, что мы подчиняем её авторитету Библии, подобно тому, как данный принцип соблюдается в системе христианских гуманитарных наук»[5, с. 514].

Карл Юнг, ставши           й инициатором раскола в среде психоаналитики выразился о разногласиях весьма оптимистично:  «Трудная реальность породила нежелательное расширение процессов. В первую очередь, вероятно, сыграло то, что необходимо было признать вероятность разных толкований наблюдаемого материала. В результате возникли разные школы диаметрально противоположных взглядов… Вследствие этого мы столкнулись с ситуацией, похожей, на ту, что происходит в современной физике, где, например, существует две противоположных теории света… Наличие в психологии многих возможных точек зрения не должно давать основ для предположений, что противоречия несовместимы. В разделе науки, противоречия указывают лишь на то, что его предмет характеристики, которые на данный момент можно понять только с помощью антиномий… И вот душа безгранично сложнее, чем свет, следовательно для того, чтобы удовлетворительно описать природу души, необходимо гораздо большее количество антиномий» [7]. (Под антиномией понимается сочетание двух взаимопротиворечащих суждений  об одном и том же объекте, каждое из которых истинно относительно этого объекта и каждое из которых допускает одинаково убедительное логическое обосновании).

Д-р  Давид  Поулсон  в своей статье, об отношениях в науке в наше время «Взгляд библейского душепопечения говорит:  «Спустя многие десятилетия, не появилось никакой соединяющей теории, которая была бы в силе примирить противоречия. Наоборот, эклектицизм стал повальным увлечением» [4, с.7]. Если рассматривать идею Юнга пессимистическим взглядом, то можно ужаснуться и сказать, что противоречия, о которых он говорит, будут способствовать еще большему отдалению не только отдельных групп  людей друг от друга, но и непосредственно человека один от другого. И потому по отношению к увеличению  антиномий в науке о душе необходимо принимать радикальные меры. (Кстати, идеология тоталитарных режимов имеет своей целью создать именно такое общество, в котором присутствует  только одна, «правильная» идея. Плачевный опыт жизни общества «под» одной идеей мы имеем. Но есть другая тенденциозная крайность при свободе развития антиномий в обществе. Она ярко проиллюстрирована в Библии в случае с Диатрефом. Апостол Иоанн по этому поводу говорит: «Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и, запрещает желающим, и изгоняет из церкви» [1. 3Иоа.10].  Возникает вопрос: где же выход? И устранение антиномий плохо и свободное их развития плохо?

Освещение основного материала исследования с полной аргументацией полученых научных результатов. Юнг оговорился о том, что «душа намного сложнее», сравнивая ее с теорией света. Но он не добавил того, что душа, в отличии от света — живая. Состоянию души свойственно постоянное пульсирование ее субстанции. И каждый импульс отличается один от другого. Философ сказал: « Невозможно два раза войти в одну и ту же воду», какими предписаниями человеческого интеллекта можно обусловить такой, до бесконечности сложный предмет исследования, который постоянно находится в движении? А не лучше ли к решению вопроса с антиномиями во мнениях, выражениях свободной воли людей с разными взглядами,  подойти с позиции самого источника жизни? Ведь особенность христианской психологии и заключается в том, что она принимает Бога как причину бытия и соответственно, Создателя самой души человека. По этому, в случае с антиномиями, христианская психология, опираясь на экзистенциальный подход теологического опыта, ищет пути решения проблемы души имея тесные отношения со Словом Божиим.

Во все более и более индивидуализирующемся мире (Эрих Фромм «Бегство от свободы») процесс умножения антиномий во взглядах неизбежен. Вопрос необходимо ставить не о противостоянии антиномиям в отношениях, а о определении причины их возникновения и исходя из этого решать вопрос.  Одной и основной причиной этого процесса есть то, о чем говорилось в начале статьи – все люди разные. Но есть вторая причина такого положения вещей – все люди грешные,  отвергнувшие   Бога, как причину сущего. Заменили Его кем или чем угодно, а Он, собственно  и является единственным объединяющим фактором в отношениях людей. И если подходить к решению проблиму разности взглядов объективно, то для того, чтобы правильно решать вопрос с антиномиями в отношениях,  необходимо использовать библейные принципы, которые присущи и методу и экзистенции.

Похожая ситуация уже имела место в истории человечества и в свое время Френсис Бекон, на заре восстановлении цивилизованного подхода к наукам акцентировал внимание своих последователей на том, что наука может способствовать цивилизации человека лишь тогда,  если она не идет в разрез со Свешенным Писанием: «И еще мы коленопреклонно просим о том, чтобы человеческое не оказалось во  вред  божественному  и чтобы открытие путей  чувств и яркое возжжение естественного  света  не породило в наших душах  ночь и неверие  в  божественные таинства,  но  чтобы, напротив, чистый разум, освобожденный от ложных образов и суетности и все же послушный и вполне  преданный божественному  откровению,  воздал  вере  то, что  вере принадлежит.»  [6, с.6].  Тогда наставления Френсиса Бекона были проигнорированы и в результате «божественное» несправедливо осталось за бортом науки. Сейчас в Украине сложились благоприятные условия для восстановления  положения экзистенциального (христианского) подхода в научных исследованиях души человека. С возрождением библейского подхода к решению вопросов о душе в научной сфере, появилась возможность рассмотреть  вопрос об антиномиях в отношениях между людми, исходя из принципов сформулированных Иисусом Христом . «Кто ты осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» [говорит Апостол [1, Рим.14:4]. Этот Библейский принцип, перефразированный в: «принимай людей такими, какие они есть», является одним из многих инструментов, которые Бог дает в руки человека для решения вопросов связанных с жизнедеятельностью его души. Этот принцип не предполагает осуждения человека человеком и тем более, не ставит его перед задачей менять другого человека под свои идеалы.  Еще один принцип, решающий вопрос антиномий в отношениях между людьми, заложен   во второй по важности за поведи, данной Иисусом Христом [1. Матф.22:37-39].

Практические разработки реабилитации людей с аддиктивным поведением с применением духовных законов заложенных в Библии  успешно применяют христианские церкви. Основной задачей этого подхода к решению вопроса зависимостей человека является восстановление его отношений с Богом. В результате чего Он восстанавливает в человеке мировоззрение, основанное на теоцентрической схеме социальных связей. Текая перемена основополагающей мотивации цели жизни, автоматически влечет за собой отвращение не только от вредных привычек – алкоголя, наркотиков, табакокурения и т.д., но и от других, более глубоких психологических зависимостей – комплексов неполноценности, всевозможных фобий, неврозов, депрессий и т.д. Очеть часто именно эти факторы являються активними стимуляторами приспосабливания человека к алкоголю, наркотику или табакокурению.

Кроме того, изменение эгоцентрической жизнедеятельности на теоцентрическую, в корне менует вопрос антиномий в отношениях, как одного из стимулирующих факторов обращения к психоактивным веществам. . Если до этой перемены у человека были напряжения психики в результате несовместимости  с характерами других людей, то после воздействия на него благодати Бога, человек получает способность относится с любовью к людям имеющим противоположные вкусы, взгляды, мировоззрения – антиномии.

Выводы из результатов исследования и перспективы дальнейшего поиска в данном направлении. В этой статье описан только один факт успешного применения методов христианской психологии для решения проблемных вопросов души.  Потенциал же этого направления психологии в Украине не возможно переоценить. Есть основания его всесторонне развивать.  Наработанный же опыт реабилитации людей с аддиктивным поведеним на христианских центрах, необходимо систематизировать и научно обосновать для более эффективного внедрения в процесс духовного взрождения населения Украины.

УДК 159.9:23\28 Якушенко С.С. Особливості вирішення проблеми антиномій під час реабілітації людей з адиктивною поведінкою // Наукові записки. Серія «Психологія і педагогіка». – Острог: Вид-во Нац-го ун-ту «Острозька академія». 2013. – Вип.23. – С. 298-304

Якушенко Сергей Сергеевич   магистр религиеведения. На У  «Острожская академия»

 

Яка твоя реакція?

Радість
0
Щастя
0
Любов
0
Не завдоволений
0
Тупо
0

Интересно почитать:

Также в категории:Історія релігій