Философия Анаксагора утверждает, что мировой порядок создается при помощи деятельности «разума», которому под силу привести в порядок весь хаос.
В своих суждениях Анаксагор пришел к таким выводам, что все существующие светила не являются божествами, это всего лишь камни и скалы. Все его суждения абсолютно противоречат религиозным взглядам о небесных божествах.
В его философии присутствует материализм, а также абсолютно новая черта, которая с легкостью может привести в порядок изначально беспорядочные и смешанные частицы.
Под понятием «ум» философ понимает как духовное и разумное начало, так и материальную силу, которая движется с помощью различных механизмов.
Анаксагору не нужно обладать никакими средствами, чтобы можно было установить необходимое число элементов, он находит их в огромном количестве, которые различаются видом, окрасом и вкусом. Анаксагор сводит все неорганические вещества, меняя их на органические. Также, в своих учениях про образование мира невозможно найти даже малейшего различия в ценностях между неорганическим и органическим.
Философия Анаксагора по поводу движения данных субстанций гласит, что необходимо отделять все принципы бытия, а также бывания. Анаксагор представляет для себя действительное, только в материальных вещах, он ищет в многочисленных первичных вещах какую-то общую причину.
Можно сделать вывод, что мысли являются силовым элементом и веществом движения, которое движется внутри себя, это напрямую связано веществом мира ионийцев. Анаксагор определяет сущность вещей на основе характера, который производится по восприятию вещества мира – сила, которая образовывается становиться упорядочивающей и действительно целесообразной. Исходя из этого, Анаксагор дал название аналогично принципу, который происходит в живом мире.
Анаксагор в своей философии опирается на порядок, а также целесообразность в эмпирическом мире. Он считает, что есть ум, который приводит все в порядок, он имеет местонахождения в земных вещах, а также в обширных отношениях в системе мира, где происходит равномерное колебание небесных тел. Поэтому все его монистические и телеологические способы представления основаны на мотивах астрономии.
Он рассматривает в своих суждениях натуралистические и физические объяснения, не имея ничего общего с тенденциями в религии.
Богдан Куленко