Дзэн – буддистское направление, целью которого является достижение ума и мудрости. Это течение зародилось в Китае в V в. н.э. Основоположником его считается индийский буддистский монах Бодхидхарма, который затем стал первым Патриархом чань (дзэн).

Центром данного учения стал монастырь Шаолинь, в котором обосновался Бодхидхарма. В VI-VIII вв. чань также развивался в Японии и Корее, а позднее распространился на Западную Европу и Северную Америку. Затем японский дзэн и китайский чань развивались удаленно от других, приобретали индивидуальные черты и вскоре у них появились представители в виде нескольких школ Риндзай.

Данное буддистское направление не подвергается учению со стороны учителя, он лишь имеет право координировать своего ученика. Дзэн можно достигать только с помощью собственных размышлений. Путь к просветлению у всех свой, т.к. каждый человек имеет индивидуальный багаж опыта и знаний. По буддистским представлениям существует три причины, из-за которых возникают дискомфорт и заблуждения:

  • игнорирование собственной природы (мутность ума);
  • непринятие внешнего мира (злость);
  • зависимость от удовольствий.

От них можно избавиться с помощью:

  • сохранения спокойствия ума;
  • отказа от жестких взглядов;
  • отказа от зависимостей.

Практика в дзэне заключается в медитации или в физическом труде, целью которых является объединение тела и ума. После нагрузки мозг начинает ясно видеть свою природу. Грамотный наставник после практики должен увидеть в уме ученика привязанности или неприязнь и помочь ему их устранить. Дзэн, как и любая школа буддизма, направлена на простоту и гибкость понятий. В нем особое внимание уделяется достижению реальности, а не Священным Писаниям и сутрам. В нем полностью отсутствует письменность, а передача информации происходит посредством указания на реальность.

Сатори – одна из практик дзэн, которая заключается во внезапном пробуждении. Т.к. все люди способны к просветлению, то цель ученика состоит лишь в реализации. Для современного человека помимо практики необходимо слушать и размышлять. Прямые методы эффективны, но они не подразумевают развитие без чтения. Для постижения природы используются различные практики. Например, дзадзэн (медитация сидя) и коан (проблемный вопрос, не имеющий логического обоснования).

К коане приближены мондо (разговор с окружающими) и хуатоу (вопросы самому себе). Наиболее широкой практикой пользуется дзадзэн, но не только сидя, а также при ходьбе или работе. Таким образом, тренировка сознания в дзэне заключается в ежедневной медитации.

Методика дзэн в Европе считается слишком ожесточенной по отношению к ученикам. Она оказывает сильное эмоциональное давление и заставляет переживать разнообразные парадоксы. Дзэн может быть понят только с точки зрения буддизма, в котором оказывается безразличие к жизни и смерти тела. Практики заимствуются школами восточных боевых искусств и школами самурайской этики.

Алексей Д