Незыблемость гармонии
Основные тезисы балтийской мифологии основываются на семантических противопоставлениях, характеризующих устройство окружающего мира. Здесь каждое понятие имеет равнозначный противовес, с которым состоит в непрерывном конфликте. Жизнь борется со смертью, огню противостоит вода, а ночь стремится омрачить день.
Поддерживая эту логику, для каждого героического персонажа мифологии был определен его злодей-антипод, с которым ведется неустанная борьба. Каждый из отраженных образов отличался своей актуальностью в жизни человека и попадал под распределение по уровням значимости.
Пантеон
Высшие божества относились к первому уровню и составляли пантеон небожителей, которые становились основными действующими лицами в мифологических повествованиях. Верховным богом здесь считался Диевас иначе – Окопирмс, что значит «самый первый». На него мог оказать влияние только громовержец Перкунас, которого считали более древним, называя – «старый отец». Он имел двух сыновей-близнецов, которых называли «сыновья Перкона». Их образ послужил основой для архаических представлений, связанных с культом близнецов.
Боги близнецы
Древнейшим атрибутом близнецов считались разнонаправленные лошади, которые символизировали, как вероятность возникновения эпидемии, так и возможность изыскания средства, исцеляющего недуг. Такую символику принято было устанавливать на коньках крыш литовских и латвийских поселений.
Другим воплощением культовой идеи служили ритуальные столбы, на которых помещались изображения братьев. В прусских племенах одному из них дали имя Брутен, а другому – Видевут. Архаичность балтийской системы представлений о всесильных близнецах подтверждается тем фактом, что каждый из них был связан с одной стороной из списка полярных противостояний. Одного связывали с весенним потеплением, а другого – с осенним похолоданием. Один был воплощением жизни, а другой – смерти.
Алексей Д