Идеология
Последователи арминианского учения оспаривали тезис кальвинистов о безусловном предопределении. Полагали, что роль человека в спасении посредством веры и благих дел имеет большое значение.
Была переосмыслена концепция грехопадения: согласно их идее «частичной порочности» человек запятнан грехом, но не настолько, чтобы он не мог самостоятельно прийти к Богу. Жертва Христа не для избранных, а для всех. В основе спасения – благодать, но она не безусловна: человек может принять ее и отвергнуть.
Преследования
Арминиане призывали к терпимости в религиозных спорах, но кальвинисты были полны решимости расправиться с ними. В 1619 году на Дортском синоде арминианство было осуждено как ересь, его сторонники подверглись репрессиям. Арминианский лидер Йохан ван Олденбарневелт был казнен, его ближайший сподвижник Гуго Гроций приговорен к пожизненному заключению. Арминианам было предложено на выбор: раскаяние или изгнание.
Арминианство дожило до наших дней: его немногочисленные сторонники проживают в основном в Нидерландах.
Алексей Д