Она обрела широкое распространение уже в II—III веках н.э., основоположник махаяны Нагарджуна в своих трактатах не однократно размещал выдержки из «Алмазной сутры». На сегодня сутра не утратила своей актуальности, она была переведена на многие языки, первым из которых стал китайский.
Такому широкому распространению сутры послужил один из основных догматов буддизма – размножение и распространение священных писаний привлекает божественное благословение.
События, описанные в сутре, происходят в окрестностях города Шравсти, где, по историческим данным, любил проводить время Будда. Специально для него властелином этих мест была возведена обитель, в которой Будда вел свои беседы с учениками. Одна из таких бесед легла в основу «Алмазной сутры».
В основе сутры заложены основные догматы буддийского учения, и сводятся к следующему:
— человеческая личность, ее психологическое и физическое состояние (дхармы) не обладает собственной сущностью;
— все живые организмы находятся в состоянии нирваны, а невежество создает иллюзию пребывания таковых в круговороте жизни и смерти (сансаре);
— Будда представляет собой целостную реальность окружающего мира;
— познать истину можно только путем медитации и занятий йогой.
«Алмазная сутра» составлена в виде изречений Будды, на те или иные темы. Работа написана от третьего лица, со специфическим построением предложений. Вся суть повествования сводится к тому, что все земное переменчиво, и не является значимой реальностью. Важно только «совершенство мудрости», которое достигается на ментальном уровне и его невозможно описать ни словами, ни текстовыми знаками.
Алексей Д