Все индуистские храмы богато украшены скульптурами, росписями на стенах, пол покрыт циновками либо коврами. Перед входом прихожане снимают обувь. Вход обозначен изображениями священных животных и других символов на тканях – полотнищах. Вокруг храмов возведены заборы с несколькими воротами, на юге страны ворота в виде башен.
Не в каждом храме туристам разрешено посещать святилище. Прежде его надо обойти трижды, с чтением мантры. После этого проводится пуджа – поклонение божеству. Это приношение даров, возжигание благовоний, исполнение священных песнопений и танцев, мантр. Священнослужитель – брахман обслуживает мурти, украшая и наряжая его. Он же наносит на лоб прихожанам тилак – символическое украшение и одновременно знак посвященности, защиты. Брахманы отличаются внешним обликом. Как правило, они бритоголовые, на лбу нанесены различные символы, шея обвита бусами. Во время освящения храма брахман приглашает божество войти в его скульптуру, выполненную из дерева, металла или камня, и начать принимать прихожан. Есть храмы, посвященные нескольким мурти, тогда в святилище стоит несколько скульптур.
Практически при каждом храме живут священные животные. Это преимущественно слоны, для них возле храма построены вольеры. Они обязательно участвуют в праздничных шествиях и обрядах. Есть и другие священные животные – коровы, змеи, обезьяны.
Храмом управляет выборный совет, но наиболее значимые сооружения курирует Археологическое управление страны. У индуистского храма есть, помимо религиозных, социальные функции. При них создаются школы, библиотеки, лечебницы, иногда столовые для бедняков.
Алексей Д