Он собрал вокруг себя небольшое количество избранных учеников, среди которых был Натан Стернхартц, его верный друг, который записывая его жизнь и учения. Нахман предпринял опасное путешествие в землю Израиля (1798-1799). Через год после своего возвращения он поселился в Бреславе, где оставался до 1810 года. Последний год своей жизни он провел в городе Умань в Украине, где умер от туберкулеза в раннем возрасте 39 лет.
В Умани Нахман подружился с последователями движения просветителей Хаскалы. Хотя он чрезвычайно критически относится ко всему светскому образованию, некоторые идеи, которые он, по-видимому, получил от этих Маскилим, иногда всплывают в его собственных работах. Могила Нахмана в Умани и по сей день является местом паломничества его хасидов. Почитание Нахмана Брацлавскими хасидами, не сравнимо, даже с хасидским поклонением героям.
В Брацлавской синагоге, в районе Меа-Шарим Иерусалима, рядом с Ковчегом стоит оригинальное троноподобное кресло Нахмана. Нахман обещал своим последователям, что он будет с ними даже после его смерти, поэтому никакого преемника ему никогда не назначали и Брацлавских хасидов называют “мертвыми хасидами”, так как в отличие от всех остальных, у них нет живого лидера
Размышления Нахмана
Идеи Нахмана о еврейской религии передавались устно, на идиш, его ученикам, но позже были записаны ими под заголовком Ликкутай Мохаран, В этом учении, Нахман делает вывод, что в некотором смысле мир лишен полного присутствия Бога. Именно поэтому, утверждает он, у человека неизбежно возникают религиозные сомнения, и все его попытки доказать существование Бога обречены на провал с самого начала. Единственный способ найти Бога — это через веру
Нахман призывал своих последователей практиковать одиночество. Одиночество определяется Нахманом, как то, что человек выделяет, по крайней мере, час или более в день и, находясь один в комнате или поле, тайно беседует со своим создателем, умоляя Бога приблизить его к своему служению. Это излияние сердца в одиночестве должно быть на идиш, обычном языке общения.
Нахман подчеркивает ценность поклонения Богу здесь и сейчас. Планирование на завтра нецелесообразно даже в духовных вопросах. Ибо все люди смертны, мир это день и час, в котором они находятся, завтра-это совершенно другой мир.
Алексей Д