Религия Бон

bonБон – основная религия Тибету  до появления буддизма, распространена в Тибете. Слово «бон» имеет два смысла: оно может означать сущность всех вещей и явлений, а также процесс избавления от страданий. Последователи этой религии называются бонпо.

Религия возникла в Персии задолго до начала нашей эры. Лицом, основавшим религию, принято считать Шенрабу Миво. В дальнейшем религия проникла в Центральную Азию, в страну Олмо Лунгринг, а оттуда уже в Тибет. В то время на территории современного Тибета существовало государство Шанг-Шунг, в котором религия нашла многих своих последователей. Бон оставался доминирующей религией Тибета до середины IX века. В то время действующий на тот момент правитель Тибета вместе с остальной аристократией принял буддизм и начал его насаждение.

Дальнейшие попытки последователей бон вернуть религии статус основной так и не увенчались успехом. Основной причиной для этого было географическое положение Тибета между буддистскими странами, которые не были заинтересованы в восстановлении главенствующей роли бон. Тем не менее, религия продолжала существовать и исповедоваться многими семьями. Под влиянием буддизма бон был существенно изменен. В него были включены понятия кармы и реинкарнации, от буддизма были также переняты институции монашества и монастырей. Несмотря на то, что буддизм и бон являются разными и непохожими друг на друга религиями, история дает примеры их синтеза и взаимопроникновения. Основанием для этого может служить то, что некоторые древние мудрецы, к примеру, Дренпа Намка, перешли из бон в буддизм, но только с целью сохранения идей бон и продвижения их в рамках буддизма.

Еще до взаимного проникновения с буддизмом бон представлял собой довольно необычную религию с рядом интересных верований. Она включала в себя элементы шаманизма, фетишизма и демонологии. По мнению бонпо, существовало огромное количество различных духов. Все они были враждебны человеку и имели черты демонов. Если кого-то из этих демонов задобрить или победить, он переходит на сторону добродетели. Человек же должен был, во-первых, сохранять себя физически и духовно и, во-вторых, задабривать или побеждать духов. Каждый человек, зависимо от своей профессии, должен был делать это по-своему. Также, помимо духов, существовали еще и божества, они были преимущественно женского пола. Но верховное божество называлось «Небесный Наставник» и было мужского пола.

Семьи из Тибета, исповедующие бон, никогда не стремились к управлению и не проявляли политических амбиций. Руководство буддистской общины никогда серьезно не беспокоилось по поводу возможной реставрации бон, поскольку он всегда был сильно притеснен различными буддистскими сектами. Официальное отношение к бон со стороны буддистов в целом всегда было несколько презрительным, но в то же время иногда менялось. Пятый Далай Лама, пришедший к власти в 1617-ом году, повысил статут статус семей, исповедующих бон, и сделал их высокопоставленными буддистскими сановниками. Он также признал бон частью эзотерической науки. Но после смерти пятого Далай Ламы отношение к бон стало более враждебным. Следующим Далай Ламой, сделавшим шаг навстречу старой религии, был четырнадцатый Далай Лама. Популяризируя идею толерантности и желая объединить беженцев из Тибета, в 1988-ом году он посетил бонские монастырь и общину. Повторное посещение монастыря состоялось в 2007-ом году.

  Бонская община являет собой религиозное меньшинство Тибета. Наиболее представлена эта религия на юге региона. Всего на сегодня существует более 200-х бонских монастырей.

Алексей Данческу