Верховным гуру в нем считается бог, слова которого доносят до верующих духовные наставники. Считается, что первый гуру Нанак(1469 – 1539) и девять продолжателей его дела слышали глас Божий, призвавший их направлять людей на путь истинный. Именно он стал первым человеком, открывшим слово божье.
Первый наставник
Нанак родился в селении Талванди на территории нынешнего Пакистана – сегодня этот город называется Нанкана Сахиб и является сикхиской святыней (гурдвара). Индуистское вероисповедание не помешало мальчику тесно общаться с представителями другой господствующей религии – ислама. Когда ему исполнилось 30 лет, парень внезапно исчез на три дня, а когда вернулся, сообщил, что встретился с Богом. Всевышний, по его словам, открыл, что ни индуизм, ни ислам не являются истинной верой. С тех пор он стал называть себя Нанак Дас (раб Божий).
Странствия и создание школы
Следующие 20 лет гуру Нанак провел в странствиях, посетил основные священные места в Индии, Афганистане, Шри–Ланке, Ираке, побывал в Мекке и Медине.
В конечном итоге он поселился в Катарпуре в окружении своих учеников. Проповедуя новую веру, учитель также опровергал правомерность традиционного для ислама и индуизма отношения к женщине, считавшейся существом духовно и социально низшим в сравнении с мужчиной. Он учил, что без нее было бы невозможным существование человечества и что даже величайшие личности обязаны своей жизнью женщине.
Формальные атрибуты и организация сикхов
Первым из учителей, родившимся в сикхской семье, был пятый гуру Арджуна (1563 – 1606). Именно он прославился как великий создатель многих сикхских святынь, и в первую очередь «Золотого храма» в их священном городе Амритсаре. В 1604 г. он представил своим ученикам первый сборник гимерв и священных текстов гуру, названный «Ади грантх» (кстати, сикхизм является единственной в мире религией, святое писание которой сохранилось в оригинальном экземпляре). Гуру Арджуна также стал первым сикхом–мучеником, казненным императором – моголом по обвинению в измене.
Антагонизм между сикхами и исламистами привел ко многим кровавым жертвам, в том числе и среди гуру. Так, за свои убеждения был казнен учитель Техг Бахадур, решительно выступавший против преследования сикхов.
Репрессии, которым они подвергались, подорвали изначально присущий этой религии пацифизм. Поэтому гуру Говинд Сингх (1666 – 1708), который считался вторым после Нанака по значимости, начал формировать из наиболее преданных последователей военизированные отряды, получившие название «хальса». Пятью неотъемлемыми атрибутами внешности членов хальсы и всех сикхов до сих пор являются длинные неостриженные волосы как символ святого наставника, кинжал как символ духовной силы, гребень как символ порядка, стальной браслет как символ единства с богом и особый род одежды, который носили сикхские воины, как символ защиты веры.
Хотя Говинд Сингх и учил, что единственным святым гуру в будущем будет «Ади грантх», сегодняшние сикхи почитают и поклоняются памяти всех десяти основателей своей веры на ежегодных празднествах в их честь.
Алексей Д