Ключевые слова: смерть, теории происхождения смерти, библейская танатология.
У цій статті піднімається, вельми нагальна, богословсько-філософська проблема дослідження питання генезису смерті в контексті (релігійної) біблійної танатології.
Ключові слова: смерть, теорії походження смерті, біблійна танатологія.
In the article rises, rather essential, theological and philosophical problem of research of the question of genesis of death in a context (religious) of Biblical thanatology. Keywords: death, theories of the origin of death, Biblical thanatology. Введение
Откуда появилась смерть? Поиск ответа на этот глобальный философско-богословский вопрос, был актуален для представителей всех слоёв общества и просто завораживал мыслителей, как нашего времени, так и прошлого. Сама же тайна смерти, до сих пор, стоит непреодолимым барьером перед любопытным сознанием умирающего человечества. Как заглянуть по ту сторону жизни? К каким свидетельствам более прислушаться? Религия, философия, мистика, история или медицина, а может быть практика «возвращенцев» с того света? Чьё именно свидетельство может стать «базовой кромкой» в богословском исследовании вопроса генезиса смерти?
Всё выше сказанное позволяет прояснить основную цель исследования, которое идёт путём предметного самоопределения систематической библейской танатологии, как новой дисциплины в богословии и влечет за собой попытку исследования Библейских текстов на предмет определения вопроса танатогенезиса, рассматривая танатокреационизм во свете харматологии.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- Обосновать Библию, как объект исследования и надёжный источник информации о феномене смерти;
- Анализ древнйших исторических источников о происхождении смерти;
- Анализ современных богословских теорий о происхождении смерти;
- Герменевтический анализ библейских текстов имеющих отношение к танатогенезису;
- Рассмотреть принципы библейских аналогий связанных с танатогенезисом;
- Разработать и предложить определенную богословско-философскую (герменевтическую), методологию, чтобы извлекать из Писания и систематизировать те доктрины которые связаны со смертью, согласно найденных литературных аналогии.
Рассуждая по этому вопросу нужно констатировать тот факт, что единственным источником, из которого мы по праву можем черпать необходимую для нас информацию, является только Библия. Поэтому (пытаясь абстрагироваться от церковных узкоденоминационных воззрений), мы всё же, попытаемся пролить немного света на вопрос происхождения смерти. Ибо Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук.20:38), а Он «ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам.3:7).
Изложение материала. О танатогенезисе (от греч. Thanatos, — смерть и др.-евр. Genesis, – теории описывающей происхождение, возникновение), — размышляют, говорят, спорят и пишут с незапамятных времён, а конкретнее от создания мира.
Рассматривая историю вопроса, мы можем столкнуться с гипотезой о том, что якобы одним из самых древних мифов о происхождении смерти является древнеиранский космогонический сюжет о противостоянии «благого бога Ахура Мазды и духа зла Ангхро Майнью, прародителя смерти» [6, с.328], известный, как предполагают, ещё с 6-7 века до Н.Э. Повествование гласит, что «в начале во Вселенной не было ни Земли, ни Солнца, ни планет, ни звезд. Было только бесконечное время – зерван акарана. В нем пребывали благой бог Ахура-Мазда и Дух Зла Ангхро Майнью – прародитель лжи, грехов и пороков» [10, с.79]. «В качестве сотворца, но уже со знаком минус, Ангхро Майнью принимает участие в парадоксальном креативном процессе, где для разрушения благих творений, он создает свои. Одним из таких созданий Духа Тьмы и является смерть, персонифицированная Асто Видоту, дэвом смерти, осквернения и тления» [5, с.272] — пишет Чунакова О.М. в «Зороастрийских текстах».
Как известно, «лишь весьма немногие мифы объясняют смерть, как следствие греха неповиновения воле богов. Несколько более распространенными являются мифы, в которых смерть рассматривается как акт жестокого произвола некоего демонического существа. <…> согласно этим мифам, смерть была принесена в мир противником Создателя» [13, с.1] — писал Элиаде М.
У Носенко Е.Э. в «Восточной демонологии: От народных верований к литературе», так же есть подтверждение о том, что «в Танахе сохранились следы древнейших языческих верований, существовавших до утверждения монотеизма, а также довольно длительное время и после этого. Эта ранняя мифология вошла в апокрифическую литературу. В Танахе, — подчёркивает Носенко, — упоминается Мавет (букв. «смерть») — обозначение нижнего мира и его божества (Moт) у ханаанеев (Ис. 28: 15-18; Иер. 9:20; Иов. 18:13)» [9, с.214-257].
Есть большая вероятность, что впоследствии эти представления и оказали сильнейшее воздействие на религиозную ментальность, устную традицию, мифологию, интерпретации предсмертных видений людей переживших «околосмертный» опыт, и конечно же на последующее иудео-христианское богословское понимание сущности смерти, как первого века, так и частично, нашего времени.
Но весьма уместно будет заметить, что подобные представления в корне противоречат монотеистическому библейскому учению, ибо Бог-Творец только один, и нет иного (Ис.45:5). Сатана (с евр. «са-тан» — противник, неприятель; с греч. «диаблос» — диавол, клеветник), никак не равен Богу, так как он всего лишь сотворённое, низвергнутое с горы Божией, ангельское существо (херувим) (Иез.28:16-18; 2Пет.2:4; Иуд.1:6; Иов.4:18).
Протопресвитер Александр Шмеман в своём «Цикле бесед о христианском понимании смерти», писал, что «самый важный, самый глубокий вопрос всей христианской веры — это вопрос о том, откуда же возникла смерть, и как и почему стала сильнее жизни. Как и почему воцарилась так, что сам мир стал неким космическим кладбищем, местом, где кучка приговоренных к смерти людей либо в страхе и в ужасе, либо в попытках забыть о смерти суетится на одной вселенской всепоглощающей могиле?» [12, с.4].
В настоящее же время существует ряд богословских точек зрения на этот глобальный метафизический вопрос.
Вот, первая точка зрения. Она гласит: — Бог творец смерти, так же, как и творец жизни! То есть, здесь представлена идея танатокреационизма (от др.-греч. «Thanatos», — смерть и лат. «creatio», — творение) — теологическая и мировоззренческая концепция, согласно которой смерть создана Творцом- Богом, утверждённая на принципе теодетерминизма (от греч. «Theos», — Бог и лат. «determinare» — ограничивать, определять) – учение о том, что все происходящее в мире сотворено и предопределено Богом. В основе этой точки зрения лежит библейское утверждение: «Все [весь, целый] чрез Него [Бога] начало быть [становиться; рождаться; происходить, совершаться; наступать, приходить], и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан.1:3), или «Всё было сотворено Им, ничто не сотворено без Него» (WBTC).
Вторая точка зрения. Это предположение, гласит: — Бог смерти не творил! Здесь представлена идея танатоинкреационизма (от др.-греч. «Thanatos», — смерть, от лат. «in» — не, и лат. «creatio», — творение) — теологическая концепция, согласно которой смерть не была создана Творцом-Богом, утверждённая на принципе антропологическо-этического детерминизма(от лат. «determinare» — определять) — учение о том, что смерть пришла в мир согласно выбора (определения) человеческой воли (т.е. во всём виновен согрешивший Адам), в основе которого лежит библейское утверждение из неканонической книги Премудростей Соломона: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле» (Прем. 1:13-14), а так же на том, что «последний же враг истребится – смерть» (1Кор.15:26).
Третья точка зрения. Она говорит, как бы обобщая два предыдущих мнения, о том, что: — Смерть вошла в мир не по воле Божьей, а по Его допущению! Тут представлена идея потенциального (от лат. «potentia» — сила, возможность) танатокреационизма, утверждённая на принципе теотанатоиндетерминизма (от греч. «Theos», — Бог, др.-греч. «Thanatos», — смерть, лат. «in» — не, и лат. «determinare» — ограничивать, определять) – учение о том, что смерть не была предопределена Богом (но допущена), в основе которого лежат богословские труды Отцов Церкви и тематическое исследование Писания. Иоанн Златоуст, писал: «… вначале Бог сотворил человека не для того, чтобы он погиб, но чтобы шествовал к нетлению, так что и тогда, когда Он допустил смерть, допустил ее с тою мыслию, чтобы ты вразумлялся этим наказанием и, сделавшись лучшим, мог опять достигать бессмертия. Такова была воля и мысль Божия издревле, и от начала, и с таким определением Он создал первого человека; …» [3, с.82].
В этой статье будет рассмотрено только первое предположение основанное на идее танатокреационизма, во свете харматологичеких (происхождение греха во вселенной)событий происшедших в Эдеме.
Пастор Абрамов А.И. в книге «Время умирать», объясняет: «Чтобы понять природу смерти, для начала нужно более внимательно присмотреться к жизни как таковой. Жизнь, несомненно, была создана Господом в полном соответствии с Его планами. В процессе творения Он неоднократно выражает Свое отношение к результату. Восьмикратно повторенная на протяжении первой главы Книги Бытия фраза о том, что «это хорошо», говорит сама за себя. Но была ли смерть сотворена Господом по такому же сценарию? Прямого ответа на этот вопрос Священное Писание не дает, оставляя определенный простор для толкований и размышлений» [1, с.4].
Библия только повествует нам об одном удивительном и живописном месте, где «произрастил Господь Бог из земли дерево жизни<…>, и дерево познания добра и зла» (Быт.2:9). «Его название, Едем, означает в древнееврейском «услада, прелестный уголок», а общеевропейский корень paradis- происходит от персидского pair-, «вокруг», и daeza, «стена», то есть буквально переводится как «место, огороженное стеной». Очевидно, что Едем — это обнесенный оградой чудесный сад, в центре которого высится огромное дерево; точнее говоря, их там два: дерево познания добра и зла и дерево вечной жизни. От неиссякаемого источника у их корней берут начало четыре реки, орошающие мир во всех направлениях» [7, с.26-27] — утверждает Джозеф Кэмпбелл.
В Божьем благословении и повелении: «плодитесь [евр. «па-ра» — производите себе подобных; размножайтесь; с греч. «ауксанэстхэ» — расти, увеличиваться] и размножайтесь [евр. «ма-лий» — наполнять, заполнять; увеличивайтесь числом; с греч. «плэтхюнэстхэ» — быть полным решимости размножаться], и наполняйте землю [евр. «ра-ба» — территориально занимайте целиком: быть многочисленным, умножаться, размножаться, становиться великим или большим; растить (потомство); увеличивать; с греч. «плэросатэ» — наполнять, возмещать, дополнять, укомплектовать], и обладайте ею [евр. «ка-баш» — насильно: покорять, порабощать, подчинять; имейте в своей собственности, господствуйте; с греч. «катакюриэусатэ» — овладевать, господствовать, приобретать], и владычествуйте [евр. «ра-дах» — это слово предполагает, что всё побеждённое враждебно или противостоит победителю, вынуждая его угнетать или принуждать его <…> творение не будет выполнять приказания человека просто и с готовностью, и что человек теперь должен подчинять его себе силой для прославления Бога [11, с.50]; топтать, попирать; господствовать, владычествовать, овладевать; брать, приобретать; покорять; с греч. «Архэтэ» — начальствовать, править, управлять, властвовать]» (Быт.1:28), мы видим указание на дальнейшее осуществление Божьего исторического замысла направленного на наполнение Божьим порядком и жизнью всей Земли, а не только Эдемского сада.
К тому же, пишет Эрих Зауэр, «известно вполне определённо, что смерть и погибель неистовствовали на земле в растительном и животном мирах от незапамятных времён, задолго до появления человеческого рода» [2, с.22], поэтому то,и «взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить [евр. «шамар» — охранять, соблюдать, сохранять, сторожить; быть осторожным, остерегаться; с греч. «фюлассэйн» — сторожить, стеречь] его» (Быт.2:15).
Вполне вероятно, что Богом были «учреждены» осязаемые образы потенциальных источников жизни и соответственно познания (которое может привести к смерти), так как Он «сотворил все, и все по [Его] воле существует и сотворено» (Откр.4:11). Пока человек был в гармонии с Богом, вопрос древа «жизни» был не настолько актуален, как после потери этой блаженной идиллии [способности жить вне времени, т.е. вечно, при том, находясь в земном временном пространстве несущем отрицательный потенциал тления], так как в Эдеме мы наблюдаем полную зависимость человека от Бога, как источника Жизни, ибо «мы Им живём и движемся и существуем» (Деян.17:28).
Верн Ханна в книге «Смерть, Бессмертие и Воскресение…» писал: «Присутствие «древа жизни» в Эдемском саду говорит об условности бессмертия и его зависимости от вкушения плодов этого дерева» [14, с.254].
Но первая человеческая пара, — пишет, Уильям Сэнфорд Ла Сор, — съев плод с дерева познания добра и зла намереваясь быть «как боги», определила для себя, что есть добро и зло, установив нравственную автономию над добром и злом, и, таким образом, узурпировала Божественную прерогативу [8, с.74].
Следствием чего стало существенное духовно-генетическое изменение сущности не только Адама и Евы (Быт.2:20), но и всего их последующего потомства (Рим.5:12). Из состояния «вечности», «света» и «жизни», т.е. святости(с евр. «ка-дош», — святой, посвящённый; с греч. «гагиос», — святой, посвященный, благочестивый, праведный), перешли в состояние «тленности», «тьмы» и «смерти», т.е. греховности (с евр. «ха-та-а», — грех; с греч. «хэмартэс», — преступать закон, ошибаться; не попадать (в цель), промахиваться).
Состояние святости представляло собой такие свойства первых людей в Эдеме, как сердце чистое, и помышления добрые во всякое время; совесть девственно непорочную и не испытавшую вины, ибо были наги и не стыдились (Быт.2:25). Дух же их был в преизбытке исполнен: любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верностью, кротостью, воздержанием (Гал.5:22). Закрыты глаза их были на зло, ибо не познали они, как боги Закона (добра и зла) (Быт.3:5; Рим.4:15; Рим.5:13; Рим.7:7,8) и в природе их не было ничего такого, чем бы они могли растлевать себя (Иуд.1:10). Следствием чего было то, что они не понимали никакого греховного пожелания (Рим.7:7,8), не искушались, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак.1:14).
Состояние же греховности, стало для первых людей зеркальным, но противоположным (отрицательным) отражением всех выше перечисленных свойств.
Аналогичную точку зрения мы можем найти у Милларда Эриксона в «Христианском богословии». Он писал, что «физическая смерть изначально не была абсолютно неминуемой. Но смерть всегда была рядом на тот случай, если человек согрешит, то есть съест плодов запретного дерева или прикоснется к ним (Быт. 3:3). Хотя угрожавшая человеку смерть была, по-видимому, хотя бы отчасти духовной смертью, физическая смерть также входила в эту угрозу, поскольку Адама и Еву изгнали из Едемского сада, чтобы они не вкусили также плодов дерева жизни и не стали жить вечно (Быт. 3:22-23)» [8, с.862].
Наблюдая за дальнейшим развитием событий, становится ясно, что от правильного или неправильного выбора свободной воли первых людей, т.е. вкушения плодов этих двух дерев, можно было приобрести такие вечные состояния, как жизнь и смерть. Ибо сама уникальность этих дерев в том и состояла, что они плодоносят «вне времени», т.е. имеют зеркальный отпечаток неземной, вечной, божественной природы (Быт.2:9; Откр.2:7; 22:2) [при наличии физических свойств: съедобность, приятность, вожделенность (Быт.3:2,6)] являющую связь времён, Того, Кто сказал: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Отк.21:6).
Следуя за библейским повествованием, мы попытаемся разобраться в свойствах и значении этих дерев в начале (Быт.2:9) и конце (Рим.6:22; Откр.22:2).
Наблюдая присутствие: древа Познания «добра и зла» [на евр. – Эц ха-Да’ат Тов ва Ра], что есть образ внутреннего Закона совести и разума (Быт.2:17; 3:4-5; 3:22; Рим.4:15; 5:13-15; Тит.1:15), в Эдеме посреди рая (Быт.2:9), что значит: «услада, прелестный уголок», где Адам вкусилзапретный плод (Быт.3:6); и древапроклятия (Гал.3:13) посреди (Иоан.19:18)Голгофы, что значит: Лобное место [место казни] (Мар.15:25; Лук.23:33; Иоан.19:17-18) вне земного города Иерусалима (вне врат) (Евр.13:12), где Христос «вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Иоан.19:30) и «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» (1Пет.2:24,25), тем самым «искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе]» (Гал.3:13; 5:24;Деян.5:30; 10:39; Евр.9:13,14); — Мы можем видеть очевидную духовную параллель. Но так как «конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10:4), то древа Познания «добра и зла» в Святом городе новом Иерусалиме сходящем с неба (Отк.21:2-3) мы не наблюдаем, так как получили познание истины от Христа (Ис.53:11; 2Пет.1:3; 2:20; 1Кор.13:2; Гал.4:9; Евр.10:26).
Так же видя присутствие: древа Жизни [на евр. – Эц а-хаим], что есть образ источника «жизни вечной» (Быт.3:22; Пс.5:12; Пс.88:37; Ис.57:15; Иоан.8:35; Иоан.3:36; 4:14; 5:24; 5:39; 1Иоан.1:2; 5:11; Рим.2:7; Гал.6:8), посреди Эдема, где «выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки» (Быт.2:10); и древа жизни, «двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (Откр.22:1,2) посреди Святого города нового Иерусалима (скинии Бога с человеками) (Отк.21:2-3), где чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца; — Мы можем наблюдать удивительную функциональную схожесть.
Следовательно, как в начале, были прокляты те, кто не смогли соблюсти заповеди Божией и согрешили, оказавшись «вне» сада, потеряв, тем самым, истинное счастье и возможность пребывания в Эдеме (первом месте общения Бога с человеками — скинии) и право на древо жизни, так в конце будут «блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Отк.22:14-15).
То есть, можно предположить, что Бог сотворил смерть, или точнее сказать смертность (тленность), как составляющую устройства вселенной, которая в последствии была применена, как проклятие-наказание для тех кто не исполняет заповеди Его, и с этим наказанием всё человечество вынуждено смириться, ибо «возмездие за грех – смерть» (Рим.6:23).
Хочется заметить, что именно из Писания мы узнаём, что Бог лично вводит в действие смерть, сказав Адаму: «за то, что ты ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, проклята земля за тебя; ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:17-19). И далее, Он весьма владычественно управляет жизнью, тем самым контролируя и допуская смерть. К примеру: Бог «принял меры», чтобы Адам «не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт.3:22). В последствии, Бог ограничил срок жизни людей, «сто двадцать лет» (Быт.6:3), и не только сказал: «вот, Я истреблю их с земли» (Быт.6:13), но и сделал. Подтверждая Своё владычество, Он говорит: «Я — и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор.32:39). А так же: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1Цар. 2:6), и «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138:16). Но это ещё не всё. Бог обещал совершить над Землёй последний суд (2 Перт. 3:10) и ввергнуть нечестивых в озеро огненное (смерть вторую) (Откр. 21:8).
Поэтому из-за любви к человечеству Бог послал Сына Своего, чтобы мы через него получили оправдание, освящение и славу (Рим.8:30), т.е. изменили своё «греховное свойство» и могли жить в мире (гармонии) с Богом (Кол.1:22). Поэтому, «не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1Иоан.3:13-16).
Выводы:
Итак, рассмотрев общую картину данного исследования, мы можем констатировать тот факт, что современное изучение феномена смерти, противоречиво и не до конца исследовано в богословском ракурсе и именно исследования в области систематической библейской танатологии могут пролить свет на эту великую тайну.
Во-первых, единственным источником, из которого мы по праву можем черпать необходимую для нас информацию, является только Библия.
Во-вторых, мы приходим к выводу, что есть большая вероятность того, что иранский космогонический дуализм вполне мог оказать влияние на религиозную ментальность, устную традицию, мифологию, интерпретации предсмертных видений, и конечно же на последующее иудео-христианское богословское понимание сущности смерти.
В-третьих, весьма уместно будет предостеречь, что иранский космогонический дуализм в корне противоречит монотеистическому библейскому учению о сотворении (Ис.45:5) и библейскому учению об ангелах (Иез.28:16-18; 2Пет.2:4; Иуд.1:6; Иов.4:18).
В-четвёртых, существует три самые известные богословские точки зрения на глобальный метафизический вопрос танатогенезиса. Первая точка зрения: — Бог творец смерти, так же, как и творец жизни! (Иоан.1:3). Вторая точка зрения: — Бог смерти не творил! (Прем. Сол. 1:13-14; 1Кор.15:26). Третья точка зрения: — Смерть вошла в мир не по воле Божьей, а по Его допущению! (Богословские труды Отцов Церкви и тематическое исследование Писания).
В-пятых, смерть как явление-состояние уже изначально присутствовала в во вселенной. Человек, имел бессмертие, пока имел общение (связь) с Богом, а потенциальная смертность всегда была рядом, на самом видном месте – в центре сада Божия. После того, как Адам вкусилзапретный плод (Быт.3:6) от древа Познания «добра и зла», что есть образ внутреннего Закона совести и разума (Быт.2:17; 3:4-5; 3:22; Рим.4:15; 5:13-15; Тит.1:15), произошло существенное духовно-генетическое изменение сущности не только его самого и Евы (Быт.2:20), но и всего их последующего потомства (Рим.5:12). Из состояния «вечности», «света» и «жизни», т.е. святости, они перешли в состояние «тленности», «тьмы» и «смерти», т.е. греховности.
В-шестых, можно прийти к выводу, что Бог сотворил смерть, или точнее сказать смертность (тленность), как составляющую устройства вселенной, которая в последствии была применена, как проклятие-наказание для тех кто не исполняет заповеди Его, и с этим наказанием всё человечество вынуждено смириться, ибо «возмездие за грех – смерть» (Рим.6:23).
В-седьмых, Следовательно, как в начале, были прокляты те, кто не смогли соблюсти заповеди Божией и согрешили, оказавшись «вне» сада, потеряв, тем самым, истинное счастье и возможность пребывания в Эдеме (первом месте общения Бога с человеками — скинии) и право на древо жизни, так в конце будут «блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Отк.22:14-15).
«А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все» (1Кор.15:24-27).
УДК2-21:[128:2-172.2:236.1(236.4+236.6)]«2016»(07)
Селецкий Сергей Георгиевич
Христианский гуманитарно-экономический открытый университет
Философия
Религиоведение-теология
г.Одесса
Список использованных источников:
- Абрамов А. И.«Время умирать»[Текст] / А.Абрамов. — Издательство «Шандал», 2001.
- Зауэр, Э. На заре искупления мира: Ветхозаветная история откровения [Текст] / Э. Зауэр. — Korntal, West-Germany: Свет на Востоке, 1990.
- Златоуст. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского., т. 1.3 [Текст] / [Составление: Л.А. Голодецкого и С.П. Свистуна]. — СПб.: Издание С.-Пб. Духовной Академии, 1987.
- Златоуст. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского., т. 1.3[Текст] /[Составление: Л.А. Голодецкого и С.П. Свистуна]. — СПб.: Издание С.-Пб. Духовной Академии, 1987.
- Зороастрийские тексты. Суждения Духа разума (Дадестани меноги храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты[Текст] / Издание подготовлено О. М. Чунаковой. — М.: «Восточная литература» РАН, 1997.
- Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами[Текст] / Д. Кемпбел. — К.: «София Ltd.», 1997.
- Кэмпбелл Джозеф. Мифы, в которых нам жить [Текст] / Д. Кемпбел.Изд-во: -К.: «София», Гелиос, 2002.
- Ла Сор У.С. Обзор Ветхого Завета [Текст] / У.С. Ла Сор, Д.А. Хаббард, Ф.У. Буш.– Одесса, 1998.
- Носенко Е.Э. Представления евреев о демонах, злых духах и прочей нечистой силе [Текст] // Восточная демонология: От народных верований к литературе.- М.: «Наследие», 1998.
- Рак И. В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм)[Текст] / И. Рак. — СПб. – Москва: Журнал «Нева» – «Летний Сад», 1998.
- Христианское мышление. Перевод с англ. – М: Мишн Поссибл.
- Шмеман Александр. Цикл бесед о христианском понимании смерти [Электрон. ресурс ] // Киевская Русь. Основы веры. – М.: 1981 – С.4; Режим доступа: http://www.kiev-orthodox.org/site/faithbasis/1018/ (Дата обращения: 10.10.14) – название с экрана
- Элиаде М. Мифологии смерти: введение. Мифы о происхождении смерти. Глава III. [Электрон. ресурс] // Оккультизм, колдовство и моды в культуре. – С.4; Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Culture/El_Kyl/11.php (Дата обращения: 09.09.14) – название с экрана
- Vern A. Hannah, «Death, Immortality and Resurrection: A Response to John Yates, The Origin of the Soul», The Evangelical Quarterly 62:3 (1990).