Тем не менее, можно выделить три основных трактовки, в зависимости от той или иной школы индуизма.
Адвайта-веданта: Ишвара – проявление непостижимого божества в ограниченном человеческом сознании во время медитации и молитв. Ведь все то множество божеств, которое существует в индуизме, были раскрыты человеку именно для того, чтобы тот мог постичь весь мир – в его многообразии и непостижимости разумом.
Вишишта-адвайта: Ишвара – всемогущий и всезнающий творец всего сущего, одновременно и его разрушитель в будущем. Он управляет всеми существами и вездесущ.
Двайта: Ишвара рассматривается с похожей точки зрения, как и в вишишта-адвайта, но при этом он не материален. Это в данном случае бестелесная высочайшая истина.
Ишвара также может пониматься как некое «конечное» существо, которое имеет исключительно положительную карму, обладает многими знаниями, но не всеведением; Ишвара имеет свои желания, пусть и благие, но все-таки желания, он собирает миры из времен, мест, существ и частиц (аналог атомов в современной науке), но затем, создав тот или иной мир, дав существам, населяющим его, все условия для благоприятного существования и исправления кармы, больше не вмешивается в ход событий. Однако буддисты не признают Ишвару как единого Творца. Даже внутри индуистских течений до сих пор ведутся споры о том, что такое Ишвара.
Ишвара-йога – одна из форм телесных и духовных практик – утверждает, что в каждом человеке имеется божественное начало, которое нужно развивать. В отличие от популярной хатха-йоги, в ишвара-йоге упор делается не на внешнее преображение тела, а на внутреннее. Чтобы научиться управлять своим телом, требуется достичь максимальной внутренней умиротворенности и гармонии.
Алексей Д