Інтерв'юІсторія релігій

Интервью с епископом Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом на тему «Православие в Республике Коми».

PitirimУважаемые читатели портала Философия и Религиоведение предлагаем вам интервью с епископом Сыктывкарский и Воркутинский Питиримом на тему «Православие в Республике Коми».

Краткая биографическая справка:

Єпископ Питирим родилса 2 февраля 1961, хутор Нижний, Кореновский район, Краснодарский край.  В 1982 года поступил на службу в Архангельскую епархию и 23 декабря 1982 года епископом Архангельским Исидором (Кириченко) рукоположён во диакона с назначением в Республику Коми.

С 24 декабря 1982 года по 27 февраля 1984 года — диакон Преображенского храма села Айкино Республики Коми.

В 1984 году принял монашеский постриг в честь святителя Питирима, Усть-Вымского чудотворца. Поступил на заочный сектор Московских духовных школ.

С 27 февраля 1984 до 3 марта 1987 года — иеродиакон Казанского храма города Сыктывкара.

1 марта 1987 года рукоположён во иеромонаха епископом Исидором в храме Всех Святых города Архангельска.

Организовал в городе Печора Республики Коми новый приход и женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

C 3 марта 1987 по 15 августа 1987 года — второй священник Преображенского храма села Айкино Республики Коми.

С 15 августа 1987 года до 20 декабря 1988 года — настоятель Свято-Лазаревского храма г. Онега Архангельской епархии.

С 21 декабря 1988 года до 20 апреля 1989 года — второй священник храма Всех святых г. Архангельска Архангельской епархии.

С 21 апреля 1989 года — настоятель молитвенного дома города Печоры Республики Коми.

С 20 сентября 1994 года — настоятель Троице-Стефано-Ульяновского монастыря.

7 апреля 1994 года возведён в сан игумена. Выполнял послушание члена ревизионной комиссии Сыктывкарского благочиния и епархиального миссионера в Республики Коми.

6 октября 1995 года возведён в сан архимандрита.

Решением Священного Синода от 6 октября 1995 года определён быть епископом Сыктывкарским и Воркутинским, правящим архиереем новосоздаваемой епархии. 18 декабря того же года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы наречён и 19 декабря хиротонисан во епископа

Книги Владики Питирима:

«Путь становления обители» (история становления Троице-Стефано-Ульяновского монастыря), 2001 г

«Жизнь во Христе и со Христом» (история становления Православия в Коми крае), 2004 г часть 1

«Жизнь во Христе и со Христом» (история становления Православия в Коми крае), 2004 г часть 2

«Жизнь во Христе и со Христом» (история становления Православия в Коми крае), 2010 г часть 3

—   Когда пришло и как формировалось православия  на территории республики Коми?

Свое начало история епархии берет от проповеди и насаждения Слова Божия в умы зырян-язычников Святителем Стефаном, епископом Великопермским на Коми земле во второй половине XIV века. Монах Ростовского Григорьевского монастыря Стефан, сын соборного Устюжского причетника, воспламенился ревностью быть апостолом этих идолопоклонников. Чтобы лучше исполнить добровольно принятый на себя апостольский подвиг, он сначала изучил язык зырян, составил для него азбуку и перевел несколько важнейших богослужебных книг. Взяв в Москве благословение у Коломенского епископа Герасима и получив от великого князя Дмитрия Иоанновича Донского охранную грамоту, св. Стефан отправился в Пермь Вычегодскую для проповеди.

В течение тринадцати лет своего подвижничества в епископском сане, св. Стефан заслужил вполне имя отца и благодетеля народа пермского: помогал в нуждах, снабжал жизненными припасами, защищал от притеснения вогуличей, новгородской вольницы и чиновников великокняжеских просил об уменьшении налогов, был их неусыпным стражем и миротворцем. Он учредил в своей митрополии несколько церквей с училищем при каждой и основал пять монастырей – два в Яренском уезде: Усть-Вымский и Архангельский и три в Усть-Сысольском: Вотчинский, Печорский и Ульяновский. Четырех первых и следов не осталось, а последний через несколько веков был выведен из ничтожества и запустения в благоустроенную обитель. Умер свт. Стефан Пермский во время одной из своих частых поездок в Москве 26 апреля 1396 года и похоронен у церкви Спаса на Бору. К лику святых причислен в 1547 году.

Еще наиболее важный след в истории Пермской епархии оставили святители Герасим (после 1416-1443), Питирим (после 1444-1455) и Иона (1456-1470). Причисление их к лику российских святых произошло в 1607 году, однако местное их почитание началось гораздо раньше.

Столицей епархии Усть-Вымь была до 1564 года, когда епископ Иоасаф (1556-1566) окончательно перенес епархиальный центр в Вологду. Епархия стала наименоваться Вологодской и Пермской. С тех пор, около 500 лет, на Коми земле не было своей епархии.

После 1917 года храмостроительство было свернуто, и к маю 1941 года не осталось не одной действующей церкви. Только после войны было разрешено открыть три храма.

Возрождение епархии в Коми крае началось с восстановления Стефано-Ульяновского монастыря в 1994 году. В 1995 году решением Священного Синода открыта Сыктывкарская и Воркутинская епархия с центром в городе Сыктывкаре (бывший г. Усть-Сысольск). Епископом стал игумен Питирим (Волочков). Святейшим Алексием Патриархом Московским и всея Руси 9 мая 1996 года на 600-летие преставления святителя Стефана в городе Сыктывкаре был заложен фундамент собора Стефана Пермского. И уже в 2001 году собор был окончательно отстроен.

—  Какое количество православных верующих насчитывает Православная церковь в Коми?

На сегодняшний день в Епархии насчитывается 352 храма с молитвенными домами, в среднем на 2000 человек населения приходится один храм. Это хорошие показатели. Нужно учитывать, что Республика Коми отличается от центральных областей России. У нас большие расстояния между населенными пунктами и зачастую людям тяжело добраться до храма. Поэтому я вижу нашу задачу в создании пусть и небольших храмов, но в каждом населенном пункте. Несмотря на это у нас предъявляются большие требования к уровню образования священников. Епархия имеет свое духовное училище. Среди наших священнослужителей двое докторов и четверо кандидатов наук. Более 60% священников имеют высшее образование.

—  Проводите ли вы социальную работу в своей епархии?

Епархия проводит большую социальную работу. На базе архиерейских дач в поселке Визябоже, Корткеросского района Республики и в поселке Капустино Краснодарского края действуют детские оздоровительные лагеря, где проводят летний отдых дети из нашей Республики. При наших монастырях живут и воспитываются дети-сироты

В деятельность нашего детского православного лагеря в селе Визябож недалеко от Сыктывкара вмешалось руководство Государственного пожарного надзора и Санэпидемнадзор. По этой причине мы организовали семейный православный лагерь в хуторе Капустино Краснодарского края. И в этом замечательном южном уголке стало отдыхать еще большее количество детей и их родителей, в том числе детей-инвалидов, а также детей из детских домов и интернатов. Несмотря на занятость, я несколько раз за лето езжу встречать новые смены в этом лагере, чтобы самому проводить духовные беседы, общаться с детьми и родителями, совершать богослужения. Таким образом, вместе с летним отдыхом они получают и духовное просвещение в абсолютно неформальной, радостной летней обстановке.

—    Имеет ли ваша епархия свои учебные заведения?

У нас действует КРИРО (Коми Республиканский институт развития образования) и при нем работает Духовный центр. Там трудятся воцерковленные православные преподаватели, которые активно просвещают педагогов со всей Республики. При храмах епархии работают многочисленные воскресные школы. Развивается антинаркотическое молодежное движение. Весьма активно работает епархиальный Молодежный центр. Ежегодно организуются православные чтения. В городе Воркуте – Крещенские чтения, в Инте – Покровские, в Печоре – Царские чтения, в Усинске – Сретенские, в Сосногорске проходят Рождественские чтения и Рождественский фестиваль, и, конечно, общеепархиальные Стефановские чтения в Сыктывкаре. Получается своеобразный марафон, в котором задействованы учителя со своими подопечными, школы и многие учебные заведения различного образовательного уровня. Особый интерес вызывает у подростков участие в Троицком республиканском военно-патриотическом слете «Служу Отечеству», который проходит ежегодно на территории Свято-Стефановского кафедрального собора.

—  Имеет ли ваша епархия свои собственные СМИ?

Сыктывкарская и Воркутинская Епархия является учредителем   издания    газеты  “Епархиальные ведомости”.

Также на территории епархии издаются православные газеты:

“Православная газета Севера России Эском – Вера”. Редактор И. Иванов.

“Воркута Православная”. Редактор иеромонах Рафаил (Беловолов).

“Слово”. Интинский Свято-Троицкий приход. Редактор протоиерей Василий Потрясов.

«Колокол Севера». Газета Удорского благочиния Сыктывкарской и Воркутинской епархии, редактор Николай Лудников.

—   Как вы относитесь к экуменизму?

«Масонский экуменизм пропагандирует «религию» экуменистов — «христиан» — экуменистов бахаистов, внешне совершенно безобидных, все же имеющих свою религиозную практику и цель: Образование мирового федеративного правительства или всемирного сверхгосударства, верховного трибунала и международного исполнительного органа в дальнейшем «обожествленного» руководителя, для обеспечения подавления любой сопротивляющейся страны, общины, человека», — говорится в публикации епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима (Волочкова) «Масонский экуменизм», размещенной на официальном сайте Сыктывкарской епрахии.

«К врагам Церкви — масонам присоединяются заблудшие христиане — экуменисты, проповедующие позитив, лишенный обличения языческого и еретического невежества», — пишет владыка.

«Таким образом, — резюмирует владыка Питирим, — экуменисты проповедуют человеческую искренность, но не истинность. Единственный экуменизм может быть только соединением православных, по какой-либо положительной причине не имеющих молитвенного общения. И соединение покаявшихся еретиков и язычников (к ним относятся все миллионы деноминаций) по положенному святыми Отцами Церкви чину».

Интервью подготовили:

Богдан Стрикалюк

Сергей Невада

 

Яка твоя реакція?

Радість
0
Щастя
0
Любов
0
Не завдоволений
0
Тупо
0

Интересно почитать:

Также в категории:Інтерв'ю

img-11 Інтерв'ю

Інтерв’ю з Мехметом Ференджі головою Стамбульського фонду культури і науки на тему : Хто такий Саїд Нурсі і що таке «Рісале- і Нур» ?

Шановні читачі порталу «Філософія і Релігієзнавство», пропоную вам прочитати інтерв’ю з головою Стамбульського фонду культури ...