В 2018 году руководителем НИИ «Исследования мировых воинских традиций и криминалистических исследований применения оружия», кандидатом психологических наук Олегом Викторовичем Мальцевым, было принято решение написать книгу «Вера воровская». Эта книга раскроет тему, которой практически никто до сегодняшнего дня не занимался.
Чтобы записать эксклюзивное интервью о планах на 2018 год, причинах написания такой научной работы и о том, чему она будет посвящена, мы встретились лично с Олегом Мальцевым.
Первое, что Олег Викторович пояснил – это то, что на сегодняшний день существует немало противоречий, касающихся самого названия «русская криминальная традиция». Многие считают, что более подходящим названием в данном случае является «криминальная субкультура». Однако, к сожалению, на постсоветском пространстве мы имеем дело именно с традицией, которая передается из поколения в поколение, причем далеко не только на уровне представителей криминального мира. Эта традиция настолько переплелась с общественной и политической жизнью, что отделить ее и рассматривать как отдельную субкультуру практически не представляется возможным. К сожалению, мы вынуждены признать этот факт. Вероятно, в некоторых странах криминальная субкультура настолько незначительна, что люди даже не обращают на это внимания. К примеру, в стране могут совершаться те или иные преступления, но это рассматривается обществом как отдельно взятые случаи. Также не стоит забывать об условиях отбывания наказания в местах лишения свободы, которые в западной части Европы значительно отличаются от условий в странах Восточной Европы.
На данный момент в НИИ «Исследования мировых воинских традиций и криминалистических исследований применения оружия» проводится работа по изучению русской криминальной традиции, её субкультуры, религии и религиозно-философского мировоззрения. Очевидно, что это исследование происходит на стыке наук, и потому в нем принимает участие большое число профильных специалистов – от историков и криминалистов, до адвокатов и лингвистов. Напомним, что это уже не первая работа украинского ученого в этой области. В частности, в 2016 году была написана книга, описывающая исторические этапы формирования русской криминальной традиции и исчерпывающее количество технических элементов работы с клинковым оружием.
Что означает понятие «Вера воровская», и почему речь идет именно о религиозном и религиозно-философском направлении исследования? Важно понимать, что у представителей русской криминальной традиции есть даже своя религия. Если рассмотреть, к примеру, криминал Италии, который включает в себя Мафию, Каморру и Ндрангету, то будет видно, что у них тоже существует как своя криминальная субкультура, так и своя религия. Как в Италии, так и на постсоветском пространстве и ряде других стран, на протяжении всей истории существует так называемое двоеверие. Есть официальная религия и вторая – «своя религия». Так вот, эта «своя религия», безусловно, имеет криминальный оттенок. Это люди, входящие в особую криминальную касту. Однако далеко не только эти люди исповедуют данное учение. В книге «Вера воровская» будет, в том числе показано, почему не только люди, имеющие отношение к криминалу, но уже и более широкие слои населения начинают исповедовать эту религию. Дело в том, что она несет серьезный прикладной аспект. Многие люди, которые сегодня являются последователями тех или иных религиозных учений сегодня открыто говорят, что их жизнь никак не изменилась в лучшую сторону после принятия той или иной религии. Потому в большинстве случаев речь идет, скорее, о привычке, нежели о религиозной приверженности. В случае веры воровской имеет место прямо противоположная ситуация. Общество наблюдает за фрагментами жизни криминала и понимает, что у этих людей есть фактическая власть и капитал. Так, у отдельных добропорядочных граждан возникает мотив принять веру воровскую, чтобы улучшить качество своей жизни.
Пожалуй, впервые в истории академической науки украинский ученый Олег Мальцев планирует показать, что русская криминальная традиция имеет не просто «свою религию», но и собственный пантеон богов, о котором люди ничего не знают. За каждым богом стоит массив знаний. За каждым словом стоит связь с ремеслом, то есть с воровской профессией. Сама структура выглядит следующим образом: фигура божества – знание – секретный язык – ремесло. То есть фигура дает знания, которые передаются через секретный и непонятный для большинства язык («феня», «арго» и т.д.), а затем это превращается в профессию и зарабатывание денег. В научной работе будет доказано, что в русской криминальной традиции существует 36 богов.
Также важно понимать, что во главе русской криминальной системы стоят три женских божества, которые соединяются в одно мужское божество, которое условно можно представить в виде некоего сына одновременно трех женщин. Обратите внимание, что в лингвистике люди часто употребляют слово «могу». Так вот, то самое мужское божество, которое получается при соединении этих трех женщин, так и называется – «Магим».
Если у Достоевского речь идет о тех, кто право имеет, то в случае русской криминальной традиции речь идет, о тех, кто может и способен что-то сделать и добиться результатов. По словам украинского ученого, в данном случае мы имеем дело с очень древним пантеоном богов. В результате применения специальных методов исследования исследовательская группа планирует доказать, что пантеон выглядит именно таким образом. Блок исследования криминальной субкультуры также будет представлен в книге.
«Представленная в книге система будет предварительно подвергнута множественному научному анализу как с точки зрения истории, глубинной психологии (в частности будет проведен юнгианский анализ), так и с точки зрения лингвистического и математического анализа», – так ученый Олег Мальцев прокомментировал вопрос о достоверности данных, которые будут представлены в книге «Вера воровская».
Если посмотреть на наше общество со стороны, то большинство специалистов действительно пытается бороться с преступностью, совершенно не понимая, с чем они имеют дело. Мы видим только внешние атрибуты, но не понимаем, что придется бороться с мировоззрением, практической религией, а также с ремеслом. Человек, который овладел этой системой, вряд ли от нее откажется, пока она приносит ему дивиденды. Чтобы остальные религии могли конкурировать с верой воровской, придется их улучшать и повышать эффективность, которая должна улучшить качество жизни их последователей.
«К сожалению, создать что-то лучше и эффективнее воровской религии очень сложно. Эта система неподражаема и бескомпромиссна. Это не пиар. Я говорю это с сожалением. Она обладает огромной скоростью обучения, и у нее есть все то, чего не могут дать современные религии. Соответственно, люди всегда будут тянуться туда, где они смогут обеспечить свою жизнь, быт и семью, пусть даже не совсем законным путем».
С уверенностью можно сказать, что эта книга украинского ученого будет интересна разным людям, в первую очередь, тем, кто хочет разобраться в русской криминальной традиции, её истории, религии, субкультуре и традициях, передающихся из поколения в поколение. На своем веку мы имели возможность убедиться в том, что данная система может привести человека даже к власти в государстве. Представители этой традиции организовывают и совершают революции. По сравнению с этой системой государство и правда выглядит достаточно шаткой конструкцией, которая практически не способна противостоять криминальной традиции.
Мы думаем, что данная книга будет интересна, в том числе философам, социологам, религиоведам, адвокатам, криминалистам, журналистам и представителям различных государственных структур, которые смогут разобраться в этом явлении.