Історія релігій, Історія філософії        09 Травня 2017        380         Прокоментуй!

Вечный вопрос “вечного мира”

            Не один раз вспоминаю о завершении своей учебы в высшем учебном заведении. Еще чуть – чуть и скоро диплом, завершение студенческой жизни и поиск новых путей в построении жизненно важных целей. Но впереди еще защита выпускной работы, которая подтверждает защиту диплома и присвоение квалификации. Даже не знаю, почему подбирая тему для исследования, остановился именно на проблеме войны и мира. “Зачем?”, – казалось бы об этом писать и что – то исследовать. В пост военное время после завершение холодной войны, заинтересованность к этой теме был невероятно высок.

Вечный вопрос “вечного мира”

И тогда, как никогда можно было подводя итоги предложить свой тогда, как никогда можно было подводя итоги предложить свой путь к решению данной проблемы. А тут было все относительно тихо и спокойно. Ничего не предвещало каких – либо социальных конфликтов. Да и о каких гражданских войнах могла быть речь?! Считается, что в принципе, в политике европейских государств проблема мира уже решена путем толерантности, диалога между религиями, развитием дипломатических отношений межу странами.

***

И все же, постановка актуальной проблемы войны и мира скорее всего обозначалась скорее все го в контексте скорее межконфессиональных отношениях, в которых на социально – бытовых уровнях возможны конфликты и распри. Ведь не для никого не секрет, что каждая религия считает себя единственным носителем истины, в котором возможно спасение души. Но, мировые религии, естественно, не ограничиваются лишь воздаянием  в загробной жизни за праведные дела, но также стремятся и воплотить свою систему мировоззренческих ценностей и здесь на земле, а также иметь сферу влияния на политическую, социальною и правовую систему.

Поэтому религии, хотя и создавали множество конфликтов в обществе, и все же каждая из них осуждает насилие и вражду. При этом религии в современном мире имеют полное право стать субъектами поиска выхода из социальных конфликтов общества. Ведь, к примеру, христианство – это «крестовые походы» католической церкви под эгидой папы Урбана II ради завоевания Гроба Господня из под власти мусульман. Но прежде всего, вера христианская в совеем корне – это не военные походы, но заповедь “Возлюби ближнего своего как самого себя.” А Иисус Христос не оправдал действие апостола Петра в Гефсиманском саде, когда последний решился защитить Христа отрубив ухо Малху – слуге военачальника. Не следует забывать, что не следует смешивать религиозные верования и чувства; Закон Божий с политикой. Но когда такие вещи смешиваются, их невозможно осуществлять и проявлять в каком – либо обществе. Ибо такая зачастую подобна хуже действию ядовитых веществ. А таких примеров в истории полно начиная с католической инквизиции и продолжая женевской тоталитарной теократией Кальвина или европейского отношения к американским индейцам; или даже своего рода «миролюбивом» буддизме в политики индийского царя Ашоки. И, к сожалению, таких примеров полно сколько состоит и существует наш мир.

Но, как давно человечество ставило под вопрос о всевозможных решениях социальных конфликтов и предупреждением войны? Еще древнекитайский мыслитель Лао Цзы создал концепцию своей антивоенной позиции под названием “золотой век”, в которой война была бы ликвидирована. В древности, идеологи эпохи рабовладельчества отбрасывали возможность равноправного мира вместе с варварами. Аристотель, например, в совеем труде «Политика» считал проблему мирного существования , как внутреннею проблему общества. На политическом уровне, проблема сохранения мира концептуально себя раскрыла особенно в XIV – XV вв. в Европе путем объединения государств дл разрешения социальных проблем и конфликтов. Один из таких проэктов был у французского королевского прокурора Пьера Дюбуа. Уже в 1300 г.  издает свой труд “Про прекращение войн и конфликтов в Королевстве Франции.” В этом труде Дюбуа призывал прекратить борьбу французских феодалов. В эпоху Нового Времени возникала международная система права и такой подход был урегулированием общественных конфликтов и предотвращении войны. Гуго Гроций считал актуальным о необходимости создания конгрессов общеевропейских дел и христианских государств, на которых существуют всевозможные конфликты.

А в конце XVI в. король Генрих IV предлагал  для предотвращения войн создать из европейских государств единую христианскую республику, в которых сейм из европейских делегатов предотвращал возможны конфликты и войны сохраняя при этом мир. Позже, был создан проэкт “вечного мира”  французким аббатом Шарлем  Ирине де Сан – Пьером. Его первый вариант был издан в 1712 году , когда подписали “”Утрехтский мир”, который положил конец войне за испанское наследие. Подобно к старой немецкой империи, он ставил за цель объединить европейские государства в союз. Известные просветительские философы Англии, Франции и Германии, такие как Лейбниц, Вольней, Кондорсе, Руссо, Лессинг и Гердер и др. активно поддержали подобную идею. Однако стоит отметить, что большинство из них симпатизировали более духовному единству  цивилизованного мира, отдавая приоритет экономически интересам, нежели созданию политических объединений и комбинаций. Когда на протяжении XVIII в. создавались проэкты европейских и мирових организаций, то их поддержали также У. Пенн в США, экономист Дж. Беллере в Англии, И. Кант в немецком государстве и др. Главный их принцип был тесно связан с реализацией и ликвидацией феодально – династических устоев, как главкого условия для существования вечного мира.

Но что, если агрессор не желает идти на дипломатический диалог и продолжает настойчиво насильственне действия? Гуго Гроций в своей концепции идею гуманной войны. Но может ли сама по себе оставаться гуманной, даже в качестве военного ответа насильнику? Утопический социализм Морелли и Мобли  указывал, что выше упомянутая идея  – не выход из кризисной ситуации. Для устранения войны нужно преобразовать сильный и государственный апарат на отсутствии общественной собственности. В начале уже XIX века, после наполеоновских войн в Европе, во Франции в частности, возникают пацифистские настроения. Именно они существенно влияли на становления мирного решения международных конфликтов и состыковок. Особенно такую роль сыграла известная Гаагская конвенция.

В истории мысли немецкой классической философии проблему мира поднимал в своих сочинениях Иммануил Кант. Его цель, в первую очередь, была систематизировать идею сохранения мира ссылаясь на своих предшественников, в частности Ж. – Ж. Руссо, Г. Лейбница. Немецкий философ мечтал о всеобщем и вечном мире.

Его вдохновлял пацифизм и его тенденции присущие в протестантской культурной среде. Мир для Канта – своего рода философская идея, которая входит в систему философии права и категорического императива. Большое значение проблемы мира в понимании Иммануила Канта сопутствует законам общественного развития. Для него подобная тенденция  – это повеление нравственного сознания. В своем труде “К вечному миру”, Кант считает, что мир не возможен без достижений международных договоров. Мыслитель утверждал, однако, что никакого естественного права не может существовать, а значит, – состояние мира не может быть естественным само по себе. Если в этом вопросе и может что-то естественное, так это именно война. Когда анархия и беззаконие имеют влияние на других, таким образом, угроза войне вполне естественна. Кант полагал, что не должно существовать международного права, которое хотя бы каким – то образом защищало войну.

Однако, мыслители Гроций и Пуффендорф не поддерживали эту идею.  Мир для философа – это тоже, что и безусловный императив. Он пишет о том, что главный вопрос состоит не  в том реален или не реален вечный мир. Вопрос состоит в  том, что мы, – как считает философ, должны поступать так, как будто реальным есть то, чего возможно сейчас и нет, но все же должны поддерживать и пытаться создать такую модель в отношениях, которая чтоб установить вечный мир и покончить с войной, и этим должны быть заинтеремовыны все государства. При чем, Кант не считал такой тезис иллюзией. Но лишь в единстве возможно решать это проблему вместе со взглядами современных политиков, религиозных деятелей.

После утверждения большевизма в начале XX века международное социалистическое движение, большевистская партия формулировала антимилитаристскую стратегию пролетариата, ярко отразилась отображения Штутгартского и Базельского конгрессов 2 – го Интернационала. Философская мысль Советской эпохи, которая была разработана КПСС опирается на принципы нового политического мышления, представляет собой синкретизм марксистской теории а также интерпретаций В. Ленина по проблеме мирного сосуществования . Социалистические государства (СССР , КНР , Куба , Северная Корея и ряд других государственных образований) выступают за решение всех дискуссионных международных проблем мирным путем используя политические средства, систему международной безопасности, на объединение усилий всех социалистических сил и движений, борющихся за сохранение мира.

ООН пытается решать международные конфликты путем диалога между сторонами. Вместе с тем он располагает миротворческие силы, которые проводят миротворческие миссии в различных конфликтных регионах мира. На протяжении истории последних веков и, особенно, после мировых войн, существовало и существует много политических движений и течений, среди приоритетов которых высоко стоит цель достижения мира во всем мире.

Проблема мира, как и проблема войны, привлекает внимание политических и общественных движений, ученых многих стран. Несомненные успехи миролюбивых сил, общественных организаций, научных центров, специализирующихся на исследовании проблемы мира. Накоплена большая сумма знаний о мире как цели, как факторы развития и выживания человечества в современную эпоху, о возможных путях и предпосылках продвижения к миру без оружия и войн. Должна быть построена достаточно глубокая и последовательность философии мира: плюрализм философского толкования мира, идейного плюрализма неразрывно связанного с политическим плюрализмом. Различные компоненты движения за мир находятся между собой в составных отношениях – от идейной конфронтации к плодотворному диалогу и совместных действий.

Период конца XX – начала XXI века, характеризируется тем, что религиозный фактор военных конфликтах присутствует в большестые из них. Конфликты, где религия играет очень серьезную роль в процессе политической и военной мобилизации, тлеют или горят в разных уголках планеты. Это обусловливает необходимость дальнейшего изучения религиозных феноменов и их влияние на войну.

Евгений Распопов

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Пошук
Новий ресурс про християнство

Рубрики
Ми у Facebook