Тринадцатикнижие – это полный сборник всех конфуцианских текстов, которые только можно себе представить. В основном, собрание наполнено теми же текстами, что и Пятиканонье и Четверокнижие. Только в девятнадцатом веке появилось готовое Тринадцатикнижие для европейцев, которое мы знаем сейчас, со всеми объяснениями и сносками.

До этого книга была доступна только на китайском и японском языках. История создания этого сочинения полна интересных фактов. Вот краткий обзор: в конце второго тысячелетия до н.э. в собрание вошли 8 тектов: шесть из них были взяты из шести правил аристократов, называемые «Классиками», а два были известные «Шу цзин» и «Ши цзин». Конфуцианство не стояло на месте, новые сподвижники в 136 году были добавлены тексты из Пятикижия.

Тринадцатикнижие

Сборник приобрел звание главного текста всех конфуцианцев . Правители династии Тан добавляли и убирали тексты из конфуцианского собрания особенно активно. В годы их правления Тринадцатикнижие приобрело свой нынешний вид, за исключением текста «Мэнцзы», а уже императоры из династии Сун в тринадцатом веке сформировали окончательный состав учения, символично 13 век-13 книг. Тексты, вошедшие в состав.

1)«Книга Перемен»-  «И-цзин»-  авторство принадлежит первому императору Китая Фу Си,написана она была около 700 года до н.э, несет в себе посыл гаданий.

2)«Шу цзин»- многие китайцы до сих пор считают это произведение Конфуция лучшим для изучение истории, в нем представлены многие легенды о том, как протекал жизнь китайцев на протяжении их долгой истории.

3)«Ши цзин»-Конфуций составил полный сборник древних песен, посвященных быту китайских императоров.

4)«Чжоу ли»-доподлинно неизвестно, когда и кем написана данная книга. Историки спорят уже не один десяток лет, но китайские летописи приписывают её написание младшему брату основателя династии Чжоу, которого звали  Чжоу-гун. «Чжоуские ритуалы»-сложная для прочтения книга, которую считаю классикой китайской литературы.

5)«И ли»- один из трех канонов правил благопристойности, автора которого ученые так и не выяснили. Одни говорят, что текст написан Конфуцием, другие- Чжоу-Гуном. Толкования этого тектста рекомендуется изучать в китайских школах.

6)«Ли цзи». Авторство этого произведение принадлежит ученикам Конфуция-Цзэн-цзы, Янь Юаню и Гунсунь Ни-цзы. Сам текст был составлен в 1 веке до н.э, но постоянно подвергался редакции. В его основу положено наилучшее устройство жизни по мнению конфуцианцев. Здесь прописаны все норы, как в семейной, так и в государственной жизни.

7)«Цзо чжуань»- настоящий пример классической китайской прозы, описывается период с 722 до 468 годы до н. э.,

8)«Гунъян чжуань»- тест представляет из себя летопись китайской истории, скорее всего, хроники царства Лу составили основу, а Конфуций ее только доработал, составив хронологию описываемых событий.

9)«Гулян чжуань»-это то же летопись в стиле Чуньцю.

10)«Лунь юй»- это краткие комментарий учеников Конфуция о нем, а также всех его поступков и действий. Книга была написана сразу же после смерти учителя.

11)«Сяо цзин»- «Канон сыновней почтительности». В нём описывается диалог между учителем и его учеником Цзэн-цзы. Автор Конфуций. Так как текст достаточно прост в своем понимании, его часто используют в начальном образовании китайских детей.

12)«Эръя»-словарь, созданный группой китайских ученых в 3 веке до н.э. Очень интересен в своем содержании, так как прописывает нормы орфографии китайского языка и обозначение иероглифов.

13)«Мэнцзы»- текст является описанием размышлений  великого потомка Конфуция Мэн-цзы, который говорит о том, что нет ничего  хуже, чем современные устои общества. Сама книга состоит из 11 глав, каждая из которых носит свой особенный посыл.

Алексей Д