До этого книга была доступна только на китайском и японском языках. История создания этого сочинения полна интересных фактов. Вот краткий обзор: в конце второго тысячелетия до н.э. в собрание вошли 8 тектов: шесть из них были взяты из шести правил аристократов, называемые «Классиками», а два были известные «Шу цзин» и «Ши цзин». Конфуцианство не стояло на месте, новые сподвижники в 136 году были добавлены тексты из Пятикижия.
Сборник приобрел звание главного текста всех конфуцианцев . Правители династии Тан добавляли и убирали тексты из конфуцианского собрания особенно активно. В годы их правления Тринадцатикнижие приобрело свой нынешний вид, за исключением текста «Мэнцзы», а уже императоры из династии Сун в тринадцатом веке сформировали окончательный состав учения, символично 13 век-13 книг. Тексты, вошедшие в состав.
1)«Книга Перемен»- «И-цзин»- авторство принадлежит первому императору Китая Фу Си,написана она была около 700 года до н.э, несет в себе посыл гаданий.
2)«Шу цзин»- многие китайцы до сих пор считают это произведение Конфуция лучшим для изучение истории, в нем представлены многие легенды о том, как протекал жизнь китайцев на протяжении их долгой истории.
3)«Ши цзин»-Конфуций составил полный сборник древних песен, посвященных быту китайских императоров.
4)«Чжоу ли»-доподлинно неизвестно, когда и кем написана данная книга. Историки спорят уже не один десяток лет, но китайские летописи приписывают её написание младшему брату основателя династии Чжоу, которого звали Чжоу-гун. «Чжоуские ритуалы»-сложная для прочтения книга, которую считаю классикой китайской литературы.
5)«И ли»- один из трех канонов правил благопристойности, автора которого ученые так и не выяснили. Одни говорят, что текст написан Конфуцием, другие- Чжоу-Гуном. Толкования этого тектста рекомендуется изучать в китайских школах.
6)«Ли цзи». Авторство этого произведение принадлежит ученикам Конфуция-Цзэн-цзы, Янь Юаню и Гунсунь Ни-цзы. Сам текст был составлен в 1 веке до н.э, но постоянно подвергался редакции. В его основу положено наилучшее устройство жизни по мнению конфуцианцев. Здесь прописаны все норы, как в семейной, так и в государственной жизни.
7)«Цзо чжуань»- настоящий пример классической китайской прозы, описывается период с 722 до 468 годы до н. э.,
8)«Гунъян чжуань»- тест представляет из себя летопись китайской истории, скорее всего, хроники царства Лу составили основу, а Конфуций ее только доработал, составив хронологию описываемых событий.
9)«Гулян чжуань»-это то же летопись в стиле Чуньцю.
10)«Лунь юй»- это краткие комментарий учеников Конфуция о нем, а также всех его поступков и действий. Книга была написана сразу же после смерти учителя.
11)«Сяо цзин»- «Канон сыновней почтительности». В нём описывается диалог между учителем и его учеником Цзэн-цзы. Автор Конфуций. Так как текст достаточно прост в своем понимании, его часто используют в начальном образовании китайских детей.
12)«Эръя»-словарь, созданный группой китайских ученых в 3 веке до н.э. Очень интересен в своем содержании, так как прописывает нормы орфографии китайского языка и обозначение иероглифов.
13)«Мэнцзы»- текст является описанием размышлений великого потомка Конфуция Мэн-цзы, который говорит о том, что нет ничего хуже, чем современные устои общества. Сама книга состоит из 11 глав, каждая из которых носит свой особенный посыл.
Алексей Д