Учение о суфизме
Суфизм (тасаввуф) – аскетическое исламское учение, мистическое течение, которое отрицает сторону обрядов и проповедует аскетизм. Суть этого мусульманского направления заключается в том, что люди изнуряют себя различными условиями, например, жаром, отсутствием сна, неудобной одеждой, голодом, ради того, чтобы добиться экстатического озарения и максимально приблизиться к Богу. Цель – воспитать «идеального человека», который сможет освободиться от забот мира, способного перебороть отрицательные стороны своего природного начала.
Тасаввуф нашёл отклик в этапах развития эстетических и этических наук, литературы и в искусстве. В основу теоретической и практической составляющих суфизма легли аскетизм, мистика, подвижническое направление и, конечно же, духовная составляющая. Суфизм не противоречит Исламу, Корану и Сунне.
Суфизм относится к числу исламских наук с отсутствием рациональных закономерностей, которому нельзя научиться, используя вычисления и логику. Важно то, что тасаввуф влияет непосредственно на душевно-духовный внутренний мир человека за счёт настоящего и непритворного служения Всевышнему. Для того чтобы прийти в гармонию с самим собой, нужно использовать исключительно сердце и веру.
История возникновения
Датой зарождения суфизма считается 8-9 век, однако его окончательно формирование закончилось только к 10-12 векам. Истоки учения ведут к постулатам Ислама по Корану.
Исследователи выделяют 3 основных исторических этапа суфизма:
Период Зухды (до 9 века);
Период тасаввуфа (9-11 века);
Период тарикатов (12-14 века).
Считается, что основоположником учения о суфизме выступил пророк Мухаммед, которого суфии называли посланником Аллаха. Сам термин появился уже после смерти великого Мухаммеда и его последователей. Суфизм возродился во время тяжёлой социально-политической ситуации в стране, когда большинство гналось за богатством и изысками, когда людям как никогда требовалось духовное вдохновение и приближение души к Богу. Также немалое воздействие оказывали и другие системы, главным образом – христианство.
Непосредственно начальный период зарождения суфизма приходится на 9 век, когда начали появляться многочисленные школы по данному течению, а также велась работа над усовершенствованием теорий и практик. К наиболее известным суфийским школам относят басрийскую, багдадскую и хорасанскую. К окончанию 9 века происходит сближение учения с эзотерикой шиита и исмаилита. В число самых влиятельных мыслителей теософских обсуждения вошли ан-Нури и аль-Харраз, которые считали, что для окончательного приближения к Богу необходимо «уничтожить» и «растворить» себя.
Со стороны социальных основ раннего суфизма в него входили ремесленники и торговцы. На первый план выходило изучение теории и практики под духовным наставничеством шейха или муршида, которые требовали беспрекословного подчинения. По прохождению обучения наставники выдавали своим ученикам право на собственное проповедование – хирку.
Становление суфизма приходится на 12-13 века, когда он становится неотъемлемой частью религиозного мира мусульман. Лицом этого периода по праву считается Абу Хамиду аль-Газали, который рассуждал о моральных и этических ценностях, способствующих глубокому познанию смысловой составляющей веры. С середины 12 и до начала 13 века происходило образование братств тасаввуфа, первыми из которых считаются основанные в Багдаде сухравардия и кадирия.
Суфизм сегодня
С ростом числа приверженцев суфизма изменилось и отношение к его институтам в сторону бюрократизации. Работа шейхов стала осуществляться через большое число посредников. Также шейхи начали активно искать поддержки у властей.
В 19-20 веках на территории исламских государств тасаввуф продолжал играть свою ценную роль в политике и религии. Религиозные и политические собрания в арабском мире стали критично обсуждать суфизм, так как хотели изменить ислам согласно современным реалиям или же вернуть его в первозданный вид. Повсеместно началось обвинение шейхов в сговоре с колонизаторами. В ряде стран, исповедующих Ислам, было запрещено функционирование тарикатов.
Однако, не смотря на распространившееся критическое отношение к суфизму, приверженцы продолжают осуществление своих социальных функций. Среди приверженцев суфийской идеологии чаще всего встречаются представители низших социальных слоёв и среднего класса. В основном следование данному учению обуславливается следованием семейным традиция.
Литература о суфизме
Из всего сказанного выше становится понятным то, как сильно суфизм отличается от других учений о религии в исламе. В 10-11 веках начали активно появляться различные книги-руководства, в которых описывались следующие положения: суфизм нужен человечеству, оправдание теорий и практик, систематизация всех имеющихся данных, создание суфийской терминологии. Ниже приведены сохранившиеся до современных дней сочинения:
«ли-хуруки Ллах», али-Харис али-Мухасиби;
«Хатм аль-вилая», аль-Хаким ат-Тирмизи;
«Китаб ат-тааруф», Абу Бакр аль-Калабази;
«Кут ал-кулуб», Абу Талиб али-Макки;
«Адаб ассухба», Абу Абдурахман ас-Сулами;
«Рисала фит-тасаввуф», аль-Кушаири;
«Кашф аль-маджуб», Али аль-Худжвири;
«аль-Ихья улюм аддин», Абу Хамид аль-Газали;
«Авириф аль-Мариф», Абу Хафс Сухраварди;
«Фасус аль-Хикам», Мухйидин ибн Араби;
«Маснави», Джалаладдин Руми и другие.
Заключение
Суфизм является очень важным учением для мусульман, ведь с его помощью они могут освободить свою личность от пагубного влияния материального мира. Суфизм помогает непрерывно совершенствовать духовный мир людей. Суфизм – прекрасный помощник в борьбе с душевными пороками и в реализации положительных качеств человека. Суфизм помогает современному миру помнить о важности существования в человеке высоких морально-нравственных качеств.
Абдулла Микитюк