Многие значимые археологические открытия , проведенные на участках возле реки Инд и за пределами ее бассейна говорят о том, что древние обитатели Индии были поклонниками шиваизма. Они были довольно развитым народом, жили в хорошо укрепленных городах, имеющих отличную дренажную систему. Они имели хорошо развитое сельское хозяйство, в основании которого имелась эффективно построенная система ирригаций, имеющая вид сети каналов. Торговля с заокеанскими странами способствовала развитию и увеличению благосостояния народа.Ранее на отражение религиозно-философского представления шиваизма метили некоторые части Махабхараты и Упанидишах, а несколько позднее – шиваитские пураны. До сих пор неопределенными остаются исторические корни этой религии.
Главным фундаментальным источником, принадлежащим всем сокровенным философским принципам и практическим локтринам в большинстве школах индийской мысли, были откровения истины. Они получались с использованием практики йоги. Обнажение разных аспектов, а не истины в целом, происходит под влиянием различных систем йоги. Это спровоцировало возникновение самых разнообразных школ индийской философии, к числу которых относится и школа шиваизма. Кроме всего этого, открытие истины с помощью одного и того же йогическго метода не говорило об одинаковом восприятии ее всеми йогинами. Это обусловлено различием в степени отточенности интеллектуальных способностей и особенностей каждого йогина.
Разные красноречивые способности стали причиной возникновения вариаций академического развития индийской философии и образования разных школ и их подразделений. Вследствие этого развитие шиванизма происходило в нескольких важных шкоолах мысли и практики.
Ранние формы шиваизма были связаны с оседлостями древних местных племен. А в период «Махабхараты» и «Рамаяны» он уже характеризуется более брахматизированным видом, принципиально отличающимся в некоторых своих чертах от культов других основных божеств. Это находит свое проявление в зримых чертах облика Шивы и в их интерпретации. Шива относился к почвенной стихии, в отличии от Вишну с его водной и солнечной стихией, и Индры с атмосферной. Раннесредневековык шиваитские пураны и агамы являются противопоставлением Шивы как бога разрушения Брахме и Вишну.
Чаще всего Шиву изображали в образе танцора. В основном он плясал на поляне, используемой для сжигания трупов. Поэтому он представлялся измазанным в пепле, что символизировало магическое порождение им мировой манифестации, существа и вещей.
В глубокой древности Шиву изображали в виде скульптуры линги. Мужской половой член Шивы был символом его творческой мысли и воплощением позитивного аспекта мифа, в котором он характеризировался как активное, одухотворяющее начало вселенной. Позднее ему противопоставляли пассивное, материальное женское начало – природу, олицетворенную в образе Кали.
Другой аспект этого символа – это воплощение полного отрыва изображения от изображаемого. Его использовали не для проведения обрядовых действ, а для медитационных целей. Он был главным объектом, на котором сосредоточивалось все йогическое сознание. Развитием йогических и сексуальных моментов Шивы позже занимались представители сект шиваитского тантризма.
Алексей Д