Происхождение
Царь-объединитель появился на свет в 1594 году в авторитетной тибетской семье, выделявшейся своими прочными религиозными взглядами. Дедушке Шабдрунга пришлось покинуть Тибет. Причиной стали расхождения в буддийских школах.
Гелугп, течение в буддизме, монастырское образование, введённое Чже Цонкапой (1357-1419), прочно закрепилось в Тибете. Однако род Шабдрунгов придерживался учения Друкпа Кагью. Из-за конфликта дед Нгаванга переехал жить на западную бутанскую долину, Паро.
Война за свободу
Иезуиты, являвшиеся одними из первых европейцев, посетили Бутан в 1627 году. Они оценили Шабдрунга Намгьяла, сказали, что он – справедливый и умный хозяин, доброжелательный и хороший человек. Сам же царь-объединитель был готов оказывать всякую поддержку европейцам, способствовать постройке церквей. Однако намерения португальцев заключались в другом. Они планировали идти на Тибет.
Тем временем Нгаванг успешно выполнил ритрит трёхдневного молчания, который являлся обязательным для людей, являвшимися высокоранговыми религиозными преподавателями. В 1634 году состоялось грандиозное сражение пяти лам, в котором Шабдрунг одержал победу, тем самым даровав Бутану целостность и автономию.
Правление
Объединив Бутан в единую и целостную страну, Шабдрунг Нгаванг Намгьял начал добросовестно править и проводить необходимые реформы. Первым делом произошло удвоение государственной системы: была установлена двойная система власти.
Царь назначил двух людей во главе страны, каждый из которых занимал свой пост. Дже Кхемпо, авторитетный буддист и сведущий в религиозных делах человек, стал духовным лидером. Административным главой государства стал Дези Друк, хорошо зарекомендовавший себя общественный деятель.
Также Намгьял распространил по всему Бутану строительство «дзонгов», специальных крепостней, предназначенных для размещения монастырей буддистов и администрации страны. Царь выбрал и столицу государства. Ей оказалась крепость Пунакха. Нгаванг правил из нее до конца своей жизни. В 1651 году Шабдрунг умер.
Ближайшие товарищи великого бутанского объединителя испугались возможных беспорядков и общественных демонстраций, которые могли возникнуть после обнародования информации о кончине царя. Ссылаясь на многочисленные ритриты, – отрезки времени, посвященные духовной практике – правитель государства оставался «живым» ещё целых 54 года. С течением времени у народа закрадывалось всё больше сомнений и подозрений.
Настоящее время
Бутанцы сумели сохранить прах Нгаванга и поместили его в укрепленную крепость Пунакха. Дзонг находится под постоянной и достаточно серьёзной охраной. Такая работа считается очень важной и почётной в Бутане, что и неудивительно.
Чогьял Намкхай Норбу Ринпоче, известный профессор и религиозный деятель, считается прямым последователем и воплощением Шабдрунга.
Алексей Д