Существуют различия и в их классификациях. Маха-пураны и Упа-пураны – основные писания, описывающие сотворение мира, правила поклонения божествам и традиционные для индийцев ремесла. Стхала-пураны – в них восхваляются определенные храмы, описывается история их возведения. В Кула-пуранах же рассказывается, как произошли касты.
Считается, что самые первые пураны были написаны около 3 века н.э., то есть в постведический период, хотя точная их датировка затруднена наличием так называемых вставных пуран.
К основным относятся так называемые Маха-пураны – «Великие пураны». Их восемнадцать (иногда это количество увеличивают до двадцати), они рассказывается, как был сотворен мир и человек, откуда произошли боги и мудрецы, излагаются философские и религиозные концепции. Также в этих сказаниях встречается множество описаний битв между светлыми и темными силами, что многими исследователями трактуется как внутренние терзания человека между добрым и светлым началом.
Упа-пураны – второстепенные пураны. Их также восемнадцать. В основном они превозносят главных богов индуизма и описывают поклонение им.
Основные пураны призваны помочь человеку скорее постичь философские азы, минуя ошибки и искания. В связи с этим, пураны лежат как бы на трех плоскостях духовных поисков – невежество (тамасика), старание (раджастика) и благость (сатвика).
Пураны приято рассказывать брахманами на публичных собраниях в храмах. Большинство из них уже давно переведены на европейские языки, но наибольшую известность получили Вишну пурана и Бхагаватам. Иногда к пуранам относят и знаменитую Махабхарату. По объему они варьируются от 10 000 до 80 000 стихов.
Пураны по праву относят к народным индийским писаниям и считают неотъемлемой частью традиционной индийской культуры.
Алексей Д