Специалисты, внесшие существенный вклад в функционирование данной науки ‒ Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс, Зигмунд Фрейд и Теодор Флурнуа. Религиозная психология имеет два раздела: конфессиональный и светский. Цели исследования при этом являются неодинаковыми. В настоящий момент более распространен термин «духовность», нежели «вера». Связано это с ранним прогрессированием нелегитимных религиозных организаций, называвших себя богословскими. Описания «духовный» и «культовый» теперь не считаются синонимами.
Немецкий физиолог Вильгельм Вундт выдвинул оригинальную теорию. По его словам, язык, мифы и религия ‒ факторы, влияющие на высшие мыслительные процессы. «Каркасом» человеческой психики являются эмоции, и основана религия именно на них (это, в первую очередь, ощущения страха и надежды).
Параллельно учение обретало востребованность и в США, чему способствовал Уильям Джеймс. Он отрицал какие-либо нормы или патологии вероисповедания и заявлял, что значение имеют лишь индивидуальные переживания. Это положило начало возникновению бихевиористского (поведенческого) течения. Его приверженцы предлагали сделать психологию естественной наукой, не рассматривающей религию как феномен.
Весомый вклад в функционирование религиозной психологии внес Зигмунд Фрейд. Его идею, тем не менее, можно назвать революционной. Психоаналитик считал, что любая вера порождает иллюзии и отвлекает людей от действительности. В книге «Будущее одной иллюзии» (1927) данное мнение изложено более подробно. Теодор Флурнуа признавал лишь два принципа религиозной психологии. Согласно первому, специалист не должен ни опровергать, ни признавать существование сверхъестественного, поскольку проверить это не в его компетенции. Второй принцип гласит: религия является биологической функцией личности, ее жизненным процессом.
Алексей Д