Благодаря знакомству с последним, Кейз попал в один из осколков Герметического Ордена Золотой Зари – Орден Альфы и Омеги (в 1922-м году Кейз выйдет оттуда из-за конфликта с Моиной Мазерс и создаст В.О.Т.А. – орден «Строителей Святая святых»), система которого заложила фундамент его собственной магической системы, в том числе и учения о таро. Среди других произведений Кейза, посвящённых таро – «Введение в изучение Таро» (An Introduction to the Study of the Tarot, 1920), «Короткий анализ Таро» (A Brief Analysis of the Tarot, 1927), «Основы Таро» (The Highlights of Tarot, 1931), «Таро: Ключ к мудрости веков» (The Tarot: A Key to the Wisdom of the Ages, 1947) и др.В первой статье (которая публиковалась частями в разных номерах журнала) Кейз говорит о таро как о картах, известных в Европе как минимум уже порядка пяти столетий, но как максимум – гораздо более давно. Указав на популярность таро в Европе от цыган, гадающих за шиллинг, до профессоров оккультных искусств, автор останавливается отдельно на еврейской версии происхождения карт, утверждающей, что карты соединяют каббалистический символизм с некоторыми христианскими идеями [1, p. 353-354]. Далее описана структура колоды, и автор переходит к описанию каббалистических доктрин, связанных с таро – например, соотносит четыре масти с четырьмя буквами Тетраграмматона, четырьмя каббалистическими мирами и т.п., периодически делая отсылки также к индийской философии. Придворные карты Кейз соотносит с духом (атма, или буддхи), душой (манас, кама), астральным телом (прана, линга шарира) и физическим телом (рупа). Номерные карты, с точки зрения автора статьи, соответствуют отображению той или иной сефиры (согласно числового значения карт от туза до десятки) в том или ином каббалистическом мире (согласно масти). Упоминает Кейз также о том, что подлинный порядок старших арканов стал известен только в результате деятельности Г.О.З.З., а Элифас Леви обнародовал неверные соответствия арканов еврейским буквам [1, p. 360]. Соответственно, «Дурак» под нулевым номером и буквой ?, стоит в начале колоды, «Справедливость» под буквой ? – на одиннадцатом, а «Сила» под буквой ? – на восьмом. В последующих частях статьи Кейз рассматривает отдельные старшие арканы, приводя также картинки из марсельской колоды, которую он называет «старым таро», а также из т.н. «новых таро», в том числе – уэйтовского. Интересны постоянные отсылки к индийской философии, чего не встречается у других тарологов первой половины ХХ века.
Как уже отмечалось, в дальнейшем на мировоззрение Пола Фостера Кейза повлияла система Г.О.З.З. и Мазерса. Оставаясь верен каббалистической расшифровке колоды таро, Кейз само слово «каббала» в работах после 1920 года пишет уже как QABALAH, а не как KABBALAH (такое написание было в статьях за 1916 год). В 1920-м году выходит брошюра «Введение в изучение Таро», ещё несколько тарологических трудов выходят уже после учреждения В.О.Т.А. Работа «Введение в изучение таро» переведена на русский и широко известна – она посвящена каббале и каббалистическому толкованию таро, начинаясь с изображения Древа сефирот и не отходя от него далеко. Гадательные значения карт в ней не разбираются – по словам Кейза, для этого требуется отдельная книга, долженствующая изучаться после того, как будут поняты каббалистические азы таро. Автор развивает идею о том, что карты таро суть древние символы, отражающие примордиальную теологию, общую для разных традиций. Соотнося карты с каббалой, он повторяет, во многом, сказанное ранее. Также он утверждает, что наиболее адекватной колодой таро является колода Памелы Колман Смит и Артура Эдварда Уэйта, а соответствия, данные Элифасом Леви, не соответствуют истине.
Последней книгой, резюмировавшей взгляды Пола Фостера Кейза на таро, стала книга «Таро: Ключ к мудрости веков» (1947). Текст начинается с обозначения места Элифаса Леви в оккультизме и тарологии, затем автор соглашается с Уэйтом относительно основных данных об истории карт, уточняя, что, согласно оккультной хронологии, их использование в эзотерических целях начинается примерно с 1200 года. История создания карт таро восходит, по мнению Кейза и оккультной традиции, которую он представляет, к марокканскому городу Фесу, где после разрушения Александрии собрались мудрецы со всего света. Кто-то (вероятно, мудрец из Китая) предложил, поскольку представители разных стран не всегда понимали наречия друг друга, собрать воедино всю мудрость и запечатлеть её в рисунках, понятных всем. Для систематизации этих рисунков был избран еврейский алфавит и каббала [2, p. 2-3]. Далее следуют главы о каббале, о сакральном символизме чисел от Нуля до Десяти, о конструкции колоды таро (здесь же говорится о соответствиях мастей, номерных и придворных карт). Кейз пишет о том, что следует отойти от колоды Уэйта, к которой он отсылал во «Введении в изучение Таро», несмотря на большую эрудированность Уэйта и талант Колман Смит [2, p. 19-20]. Он отсылает к колоде, нарисованной по его указаниями Джесси Бернс Парк в рамках В.О.Т.А., и предлагает колоду козырей начинать с «Дурака» под номером 0 и под буквой ?, что меняет порядок букв, в сравнении с колодой Уэйта, но сам порядок карт соответствует в остальном колоде последнего. Итого, три септенера старших арканов противостоят Нулю, который стоит над ними и не входит в последовательность. Далее следуют описания старших арканов, каждому из которых, начиная с «Дурака», посвящена отдельной карте. В главе XXVII уделяется место гаданию на таро, причём автор пишет, что не все люди могут гадать на таро – и если кому-то дано, то он с тем же успехом сможет гадать на обычных картах, а если не дано – то гадать не получится и на таро. Глава о гадании завершает книгу. В переиздании 1990-го года были добавлены цветные рисунки карт, с оговоркой, что это не официальная колода В.О.Т.А., а просто примеры того, как могут выглядеть карты колоды Кейза.
Завершая очерк, отмечу ещё раз, что П.Ф.Кейз принёс в американскую тарологию учение английской школы, прежде всего, учение С.Л.М. Мазерса, хотя и творчески его переосмыслил (например, в пункте относительно создания карт в Марокко, возможно, навеянном претензией на розенкрейцерство). Тем самым его тарологическая концепция дополняет египетскую версию К.К.Заина и является не менее интересной и важной для изучения линий проникновения оккультного таро в Новый Свет.
Литература:
1. Case P. F. The secret doctrine of the tarot. Chapter I / Paul Foster Case // The Word. – 1916. – V. XXII. – P. 353-363.
2. Case P. F. The Tarot: A Key to the Wisdom of the Ages / Paul Foster Case. – Los Angeles : B.O.T.A., 1990. – 227 p.
Руслан Халиков