Історія релігійІсторія філософії

Нравственное сознание эпохи Средневековья и Возрождения

cfНравственное сознание — отражение элементов действительности, которые подчиняются нормам морали.

Нравственное сознание включает в себя следующие уровни:
— обыденное сознание, которое олицетворяет собой устоявшиеся в течение многих тысячелетий правила человеческой жизни, направленные на защиту жизни, здоровья человека. К этим правилам относятся: не убий, не делай насилия над другими, не кради, уважай старших, помоги меньшему, беспокойся о родителях и детях своих и др.;
— теоретическое сознание, включает в себя теории морали, которые говорят о необходимости определенного устоявшегося поведения, устанавливают нравственные идеалы.
Для сознания характерны следующие особенности:

Взаимосвязь общественных интересов с личными, что способствует гармоничному развитию человека.

Образ морального человека входит в состав представлений и взглядов нравственного сознания.

Ориентация человека на лучшие образцы путем обсуждения этого поведения с другими людьми.

Категории добра, зла, долга, чести, совести выступают своеобразным «зеркалом» общественной жизни. Это способствует формированию человеческого поведения.

Социальная действительность отражается путем опосредованного познания. Среди проблем нравственного сознания главными являются связанные со смертью и бессмертием, местом человека и его идентичности. Ведущее место занимают темы, касающиеся свободы воли и ответственности. Нравственное сознание развивается по своим законам. В процессе своего развития оно утверждается, с течением времени «стареет», тем самым порождая новую. Нравственное сознание меняется в соответствии с общественными взглядами, предпочтениями. Благодаря этому каждая эпоха пользуется теми или иными моральными нормами.

Эпоха Средневековья охватывает рамки начала V-конца XV века. Как показывает научная мысль, термин «средневековье» возник в Италии (XIV-XVI века) — это время между античностью и новой эпохой, так называемый «средний возраст». Существует мнение, что Вольтер, Дидро, Монтескье называли эту эпоху «темными веками», описав в своих трудах резкий культурный упадок. В противоположность им авторы художественных произведений того времени называют Средневековье эпохой воплощения высшей морали.

В период этот существовала строгая система сословий. Господствующую верхушку занимает духовенство и феодалы, низшие ступени занимают купцы, ремесленники и крестьяне. Благодаря такому распределению основой средневековой этики становится Библия, которая охватывает все сферы общественной жизни. На первом месте стоит вера, а уже потом разум. Первоначально христианство начало объединять низшие классы общества, которые боролись с мировым злом — Римской империей. Ведущее место заняли идеи равенства, поддержки и доверия, нашедшие свое отражение в священном писании. В лоне христианской любви возникает милосердие — стремление людей к помощи, состраданию, прощению.

Основы мировоззрения церкви Средневековья отражены в трудах Августина Аврелия (Блаженного), которому принадлежит учение о «божественной благодати». По его мнению, церковь выступает посредником между людьми и богом. Бог — высшее благо, нравственный закон. «Верь, чтобы понимать» — основной постулат Августина. Земные блага для человека являются второстепенными, отсюда и следует объяснение резкого противопоставления небесного и земного, ведь они созданы различными родами любви. Зло — это отсутствие добра, человеческая ошибка, которая случается в тот момент, когда предоставляется большее предпочтение нижнему над высшим. Оно проявляется в стремлении к низшему. Человек, по Августину Аврелию, сам по себе выступает разрушительным началом, имеет свободу воли, которая является необходимым условием его жизни. Именно свобода воли делает нас носителями морали.

Августин выделяет 3 условия для совершения греха: предложение, удовольствие, согласие. Согласие представляет собой грех, независимо от того осуществит ли поступок человек или нет.

Каждая из добродетелей означает любовь человека к Богу. Августин к добродетелям терпения, мужества, мудрости, справедливости добавил добродетели веры, надежды, любви.
Этическая мысль Августина Аврелия содержит ряд противоречий. Хотя человек и обладает свободой воли, но вместе с тем он имеет и собственную судьбу. Исходя из этого, он заявляет о том, что человек всегда нуждается в помощи Бога.

Фома Аквинский (1225-1274) — основатель направления томизма. В своем учении он выступает сторонником сочетания веры и разума, выделяя истины разума и откровения. Фома Аквинский считал, что главной задачей, которая встает перед наукой является объяснение закономерностей мира. Он отвергал какие-либо противоречия между теологией и философией, наукой и верой, объясняя это тем, что Бог является источником какой-либо истины. Человек познает Бога только тогда, когда сможет самостоятельно проанализировать последствия его бытия; пройти его путь. Зло — порча вещей, уход от блага. Абсолютного зла не существует. Человеческая воля, которая не подчиняется законам, предписаниям порождает зло. Однако, есть поступки, не зависящие от воли, ведь она может быть подавлена принуждением, страхом, жадностью. Любой поступок осуществляется не только под контролем разума, но и под влиянием желания, страсти и воли. Разум выступает контролером свободного поступка.
Фома Аквинский выделял 3 вида божьих законов:

— вечный, в котором Бог выступает регулятором всех поступков;

— естественный, человек должен избегать зла, добиваясь в своей жизни только блага;

— человеческий, включает в себя государственные законы, которые удерживают человека от злых намерений.

Бог насквозь проникает в нравственную жизнь человека, и присутствует в ней постоянно, независимо от ситуации. Нравственные принципы, по мнению Фомы Аквинского, являются частями человеческой души, и определяют характер человека. Эти добродетели не могут существовать отдельно от разума. К ним относятся: справедливость, мужество, рассудительность, умеренность. Высшими из всех он считал богословские добродетели, к которым относится вера, надежда, любовь. Данные этические взгляды Ф. Аквинского оказали влияние на развитие дальнейшей философской жизни.

Главным принципом этики Средневековья является теоцентризм. Бог — начало, центр Вселенной, который обусловливает жизнь всего живого. В этот период появляется понятие «духовное лицо» — лицо, которое стремится постичь бытие Бога путем самопознания.

На смену эпохи Средневековья приходит эпоха Возрождения (XV-XVI века), в основе мировоззрения которого лежит принцип гуманизма. Стремление человека познать реальный мир способствовало развитию науки. Именно человек стоит в центре мировоззрения гуманистов. Главной особенностью эпохи Возрождения является то, что первое место занимает индивидуальность человека, а уже потом ее социальное положение. Человек сам организует и контролирует свою моральную жизнь.

Представителями этики Возрождения являются Франческо Петрарка (1304-1374), Лоренцо Валла (1407-1457), Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), Никколо Макиавелли (1469-1527), Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и др. Этика, по мнению Франческо Петрарки, наука об искусстве жизни, главная проблема познания смысла жизни. Ф. Петрарка поддержал и развил мысль Данте Алигьери о том, что человек является наиболее совершенным чудом из всех проявлений божественной мудрости. Свои соображения он раскрывал в своих произведениях. Кроме того, идеальным государством, по его мнению, будет то, граждане которого будут высоконравственными людьми.

Лоренцо Валла считал естественным все то, что служит самосохранению, счастью человека; сторонник мнения о важности наслаждения в человеческой жизни. Разум, по его мнению, имеет большую силу. Л. Валла сторонник индивидуализма в сочетании с принципом собственного удовольствия человека. Человек должен жить так, чтобы это было выгодно ему, но и так, чтобы это не нарушало принципа взаимной любви между людьми. Только таким путем он сможет достичь истинного наслаждения.

Дж. Пико делла Мирандолла — автор произведения «900 тезисов» (издано в 1486 году), в котором отражается образ мышления эпохи. По его мнению, именно Бог поставил человека в центр Вселенной и дал ему возможность стать творцом своей судьбы. Отсюда следует, что человек наделен высоким достоинством. Именно человек может достигать не только естественного счастья, но и сверхъестественного (высшего). Кроме того, каждый человек имеет право на свободомыслие, реализацию творческих возможностей. По мнению Н. Макиавелли, мир состоит из равного количества добра и зла. Если люди создают мощное государство, то в него перебирается добро. Государство выступает проявлением человеческого духа, отсюда вытекает цель и смысл человеческой жизни — служить этой стране. Государство, а не церковь, в состоянии воспитать граждан, только оно победит эгоистическую природу человека, чем обеспечит порядок в обществе. Н. Макиавелли выступал противником католической религии, называя ее ошибочным толкованием христианства. Эта религия находит благо в повиновении, самоунижении и презрении к человеческим делам. Макиавелли ставил на первое место разум, дает объяснение тому, что общество в своем развитии проходит путь от несвободы к свободе, от насилия к победе гуманности.

Ф. Бэкон занимался различными проблемами морали. По его мнению, этика должна предоставить такие принципы и нормы, которые будут способствовать активному привлечению людей к благу; поможет выяснить пути и методы нравственного воспитания. Особое значение он придавал воспитанию доброты. Доброта — забота о благе людей. Стремление людей к добру заложено в человеческой природе. Людей, обладающих «врожденной злостью» Ф. Бэкон называл «ошибками природы».

Мишель Эйкем де Монтень (1533-1592) — основоположник жанра философско-моралистического эссе. Создание «учебника жизни» — основная цель его творчества. Свою этику он построил на основе эмпиризма и скептицизма. М. Монтень предлагал подвергнуть принятые на веру догмы критике разума. По его мнению искажение не способствует улучшению ни одной из добродетелей, а истинное знание никогда не будет основываться на лжи. Человек — противоречивое, переменное существо, поэтому его духовная жизнь характеризуется внутренними противоречиями. Самопознание является предпосылкой нравственности. Большое значение философ придавал дружбе, поскольку она способна улучшить отношения между людьми. В то же время он заявлял о том, что настоящая дружба практически невозможна. М. Монтень принадлежал к гуманистам, он был противником пыток и каких-либо унижений человека.

Пьер Бейль (1647-1706) развил идеи Монтеня, убеждая в том, что каждый нравственный закон должен подчиняться идеи справедливости. Итак, нравственное сознание эпохи возрождения исповедовало идеи гуманизма, признавало идею свободы основным фактором бытия человека, развивало идеи о стремлении человека самостоятельно выбирать и развивать свою моральную жизнь.

Алексей Д

Яка твоя реакція?

Радість
0
Щастя
0
Любов
0
Не завдоволений
0
Тупо
0

Интересно почитать:

Также в категории:Історія релігій