В этот критический момент католическая церковь как будто меняет свой облик. Личность одного человека изменяет весь мир. Он, как любящий пастырь, отличный дипломат и умелый политик предотвращает войны и конфликты между государствами. Его любят и уважают все национальности во всех континентах. Его уважают и мусульмане и иудеи; в мечети и синагоге – он почетный гость. Кто он, что изменил представление о церкви в наши дни? Кто он такой, что любит любит и благословляет детей, прощает врагов, ездит на лыжах, бывает на рок – концерте и посещает футбольный стадион?
Без всякого секрета мы назовем имя Понтифика, который был способен предотвращать конфликты, и как пастырь нести любовь к людям. Иоанн Павел II и его служение осталось в сердцах многих верных католиков. Его смерть была ударом для многих верных церкви, так и людей других вероисповеданий. Особенно почувствовала это на себе родина Иоанна Павла II – Польша. Никогда поляки так не гордились и не стыдились своей принадлежности к католической церкви, как это было во времена Иоанна Павла II. Для поляков он особенно стал символ единства нации, как Ян Павел II, или просто Кароль Войтыла, каким его понят его современники. 2 апреля, ровно 9 лет тому назад государственные флаги были опущены и все страны чувствововали уход великого лидера. Церемония прощания затянулась почти на неделю. В Вактикане большие очереди подойти и выразить в своей душе свои слова благодарности; яблоку негде было упасть. Но что в католической церкви смогло изменится за это время? Какой интеграционный курс духовенство выбрала для преобразования церкви и общества и какие шаги она предприняла для того, чтобы нести «Евангелие мира» всему миру. Об этом и пойдет сегодня речь в продолжении статьи об вечном вопросе «вечного мира».
Курс христианской церкви (главным образом католической и протестантской ) XX- XXI века был направлен на активное ее влияние в среду общественных процессов по становлению, обеспечения и функционирования социальных процессов, выработка общественно — политической доктрины, разветвленной системы миссионерской работы в неблагополучных государствах третьего мира, Латинской Америки, Индии, государств с коммунистическим и посткоммунистическими режимами. Католицизм глубоко проникся идеями Второго Ватиканского собора и считает церковь постоянно обновляющей. Именно поэтому Римская Церковь в современном мире интегрирует курс «Agiornomento» как максимальное упрощение и доступность католической веры для многих слоев населения. Опыт XX в. в распространении католицизма по всему миру был очень плодотворный именно через миротворческие гуманитарные акции, на которые и ставили католические миссии. Примером такого явления выступает деятельность Матери Терезы (1910-1997) в Калькутте ( Индия ), в которой и работала с тяжелобольными и при этом, как результат, люди активно принимали католицизм. Будучи лауреатом Нобелевской премии мира (1979 г.) она была одним из примеров «самопожертвования в эпоху коммерциализации». Также в пример можно поставить архиепископа Д. Тоску (род. 1939 г.) как критика и активиста движения апартеида в Южной Африке, за что получил Нобелевскую премию Мира в 1984 г. При такой активной деятельности произошло стремительное распространение Римо — католицизма не только на Восток, но и в страны Третьего мира.
В это время после II Ватиканского собора католические богословы и епископы признают глобальную роль церкви в современном мире и осуждают консервативные взгляды Марселя Лефевра. Курс Иоанна Павла II считался направлением сохранения мира в обществе, попыткой коммуникативных диалогов, согласий в глобальном контексте. В протестантизме баптистский пастор, общественный деятель США М. Л. Кинг ради преодоления ксенофобии настроений в американском обществе использует проповедь Благой Вести под лозунгом демократических прав и свобод, которые были закреплены Конституцией государства. Иоанн Павел II возглавив Римскую церковь стал первым современным Папой, благодаря которому Ватикан проявил себя полноправным партнером в мировой политике. Польский писатель Дариуш Томаш Лебеда утверждал, что закончился столетний период отдельного существования духовной и светской сфер деятельности Церкви, он беспрецедентно «объединил измерение религиозный и социополитический».
Украинский исследователь религиозных процессов Л. Филипович в публикации «Католическая концепция межрелигиозного диалога: смена акцентов» констатирует: «Если в прошлом бытия Католической церкви часто были наполнены противостояниями и даже конфликтами вследствие поглощения или ассимиляции нехристианских обычаев, то сейчас утвердился принцип взаимопонимания и диалога , сотрудничества в тех областях , где это возможно без отказа от сути учения или измены основным догмам.» Религиовед Андрей Юраш считал, что именно Кароль Войтыла превратил Ватикан в современное государство, подобную на национальные государства с дипломатическими отношениями во всем мире.
Его пастырские визиты способствуют усилению веры католиков и иноверцев. Будучи осторожным политиком, он не избегает важных тем. В Африке говорит о независимости африканцев от чужих культур; во Франции отмечает роль Церкви в секуляризованной государстве; в Бразилии особенно подчеркивает любовь Церкви к бедным и предостерегает правительства, чтобы они придерживались прав человека. Иоанн Павел II отстаивает общие права человека, социальную справедливость, религиозную свободу,контроль за вооружением.Уже с начала понтификата Папа проявил себя пламенным защитником мира во всем мире. Примером может служить его дипломатическое вмешательство, благодаря которому было отвлечено угроза войны между Аргентиной и Чили в 1979 году, или решительный протест против развязывания войны в Персидском заливе в 1991 году, так и активным поборником социальной справедливости, религиозной свободы и соблюдения прав человека. Иоанн Павел II действует на высоком уровне. Например, чтобы предотвратить войну в Персидском заливе, Папа направил письма Дж. Бушу и С. Хусейну. Но не всегда Понтифик достигал своей цели — через два дня после предупреждения Иоанна Павла II начались военные действия. Спешка США, ее агрессия привели к перерастанию конфликта в длительное противостояние с возникновением новых противоречий.В мире, где растет насилие, война в Заливе приобрела особое значение после вмешательства США, частично поддержанного Францией, Великобританией, Сирией и считанными арабскими странами. Все началось с нападения 2 августа 1990 иракского правителя Саддама Хусейна на Кувейт и его полной оккупации. Война, которая по- настоящему началась 17 января 1991, сначала была преимущественно воздушной («Буря в пустыне»). 24 февраля союзники начали наступление на земле. За четыре дня иракскую армию почти полностью обезвредили. Интервенция США подверглась резкой критике со стороны Иоанна Павла II, который считал, что это не просто война. Папа, слал убеждать лидеров Дж. Буша и С. Хусейна отказаться от применения силы и был убежден, что Запад до начала операции «Буря в пустыне» не исчерпал всех дипломатических возможностей мирного урегулирования проблемы Кувейта, оккупированного иракскими войсками. Важные программные заявления Иоанна Павла II звучат на международных политических форумах. Среди них — выступления в ООН, а также послания адресованы этой всемирной организации или ее органам. Главные мысли этих выступлений — это обязательный нравственный долг по сохранению мира, обеспечения и гарантировании прав человека, а также борьба с несправедливостью.
26 января 1979 в начале понтификата, во время визита в Мексику, в резиденции Апостольского Делегата Иоанн Павел II произнес речь к послов при правительстве в городе Мехико: «Позвольте Папе, покорному паломнику мира, еще раз обратить внимание на мой призыв в Дни Мира до ответственных за мир народу: не сомневайтесь посвятить себя лично для мира актами мира, каждый в своей собственной сфере ответственности. Творите новые и отважные дела, которые будут проявлением уважения, братства, доверия и принятия.Для тех дел употребляйте свою личную и профессиональную состоятельность на службе великого дела мира, а Бог будет всегда с вами … «. Иоанн Павел II в своей проповеди в Ковентри (Великая Британия) 30 мая 1982 отметил, что выражение «справедливая война» является традиционным для церкви и католический катехизис его не избегает. Однако, как подчеркивает Папа, «надо называть вещи своими именами: это выражение является отвратительным. Никакая война никогда не может быть оправданной. Война — это всегда зло … Она не должна иметь места в планах человечества на будущее.
Католическая церковь критикует также применение понятия «превентивная война». Анализируя всю существенность данной проблемы, американский архиепископ В. Грегори отмечает, что церковь никогда не признает такую ??войну справедливой . В свете церковной этики превентивная война – все равно есть война в основании которой лежит агрессия. Превентивная война решается с целью не допустить развития стороны агрессора, развития ее потенциала, даже вооруженного, но такого, что не представляет непосредственной угрозы, а имеет только оборонительную цель.
Отметим при этом, что современная социальная доктрина католической церкви уделяет много внимания борьбе с бедностью и социальным неравенством , которые могут питать терроризм. Польский теолог Т. Донбек, заведующий кафедрой библейской теологии в Краковской папской теологической академии (Польша), занимает осторожную позицию относительно войны. Он соглашается, что в истории церкви было много случаев толерантного отношения к применению светских сил в борьбе со злом (обязанность бороться со злом даже следует из Евангелия). Другой же польский богослов — А. Зволински, заведующий кафедрой социальной науки католицизма Папского теологической академии в Кракове (Польша), также отмечает, что «война всегда является злом, хотя она и помогала человечеству в его историческом развитии как естественный элемент общественной жизни». Вместе с тем, католическая позиция относительно войны не является догматом веры, а скорее «добрым советом мира». Именно поэтому осуждение католической церковью интервенции США в Ирак не отвлекло войны (как и обращение Папы Иоанна Павла II в США прекратить бомбардировки Сербии во время Великого поста в 1999 г.) Иоанн Павел II считает войну поражением всего человечества независимо от того, имеет она справедливые намерения или нет. Он выступал против войны 1991 г. в Персидском заливе, хотя там были и «справедливые причины» и «справедливый намерения».
Исследуя связь религии и вооруженного (военного) насилия, религиоведы попадают в ловушку, порожденную методологическим подходом предыдущих десятилетий: или проблемы войны в религии, или все же «мирология». Если со вторым направлением все более — менее понятно, то при рассмотрении военной проблематике особенно отмечается, что религия и война несовместимы. если в лоне какой-либо религиозной традиции предлагается свой ??подход к войне, он оценивается как оправдание религией завоеваний. При этом приводятся примеры исторические примеры: крестовые походы (католицизм), борьба со старообрядчеством (православие), истребление аборигенов Америки, Австралии и Океании (протестантизм и католицизм), исламские завоевания т.п. Обобщаются выводы относительно разных исторических и культурных обстоятельств. К тому же не в счет, что все же в основе любой концепции войны лежит не оценка войны с современной точки зрения на исторические события, а учение основателя религии (хотя и интерпретировано людьми определенной исторической эпохи).
Учитывая приведенный факты выше, логично рассматривать эту проблематику через призму военно — гуманитарной концепции того или иного религиозного учения, потому что каждое из них ставит целью ограничить военное насилие. При таком методологического подхода становится совершенно понятным, что на самом деле религиозное учение о войне служит миру. Пример тому, формирования Папой Иоанном Павлом II, формулирует концепцию «законной войны» (или «справедливой обороны») поскольку, по его мнению, война онтологически (в своем бытии) не может быть справедливой. Эта концепция, таким образом , логически завершает развитие концепции «справедливой войны» в духе римской христианской традиции. Андрей Юраш подчеркивает космополитизм Кароля Войтылы. Римский Понтифик является космополитом по своим убеждениям (этому, в частности, способствует его польское происхождение, что позволило отойти от акцентирования внимания на проблемах Италии, заниматься проблемами мировой религиозной и политической интеграции) и чрезвычайно эрудированным человеком. Он свободно общается на восьми языках, является автором научных исследований и диссертаций, побывал практически во всех странах мира.
Понтификат Иоанна Павла II пришелся на фазу развития глобализационных процессов и евроинтеграции. В 2000 году, как подчеркивает об этом исследователь со Львова Мокшицкий в статье точки зрения из Ватикана на глобализацию, отмечает о призыве Иоанна Павла II быть больше преданным глобализации человеческой солидарности, чем «бездушной экономической глобализации». В своей энциклике «Centesimus annus», Понтифик обращает свое внимание к гнетущих проблем насилия и нищеты в странах Третьего мира. В Послании к Всемирному Дню Мира в 2003 году отмечал, что пришло время, чтобы «сотрудничать в создании новой организации всей человеческой семьи». До самой своей кончины в 2005 году, Иоанн Павел IIоставался верным миротворческим идеям и всячески препятствовал распространению войны и насилия, в какой бы форме их не преподносили. Его харзиматичность, тактичность, дипломатичность, как залог умения вести политику; его христианская любовь и открытость делали его Папой для множества верных католической церкви. Его любят и иудеи, и мусульмане. Его подход только укрепляет мир, а не разжигает всевозможно новые конфликты. Он по сей день остается величайшим примером современности, любви к Богу и уважения к человеку, как некой ценности в наши дни.
Однако, после смерти Понтифика и прихода к Римскому Престолу Бенедикта XVIвопрос Церкви и проблемы сохранения мира все также осталеся актуален и не однократно поднимался во многих проповедях, публичных выступлениях, и энцикликах Понтифика. Это говорит о важности этой проблемы, как никогда в наши дни. Но что предлагает и будет предлагать Римская Церковь для того, чтобы предотвратить конфликты и сохранить мир?
Папа Римский Бенедикт XVI во Всемирный день мира подчеркнул в своем обращении, что мир должен воссиять благословенным светом даже во время военных конфликтов. Актуальными становятся философские взгляды и подымается концепция мира католических философов Э. Мунье и неотомиста Ж. Маритена. Именно в это время, по мнению исследователя В. Бодака «конкретизировались подходы к изучению понятий мир и война». Ватикан отметил, что при условии наличия оружия массового уничтожения «справедливой войны», как средства разрешения споров между государствами вообще не может быть. Поэтому такая война отнюдь никак не может быть допустима, а настоящий мир не может быть результатом военной победы. Для того, чтобы сохранить мир Римско – Католическая Церковь сформулировала концепцию «планетаризации» современного мира, которая требует углубления международной солидарности и сотрудничества в решении глобальных проблем человечества. И в этом направлении церковью было предложено несколько программ, которые были поддержаны другими христианскими церквями, а также представителями других вероисповеданий.
В разных ситуациях и обстоятельствах Апостольский Столица руководствется убеждением, что принцип мира обязывает всех даже во время войны. «Явление мира является одним из крупнейших даров, которым может владеть человечество», — подчеркивает Бенедикт XVI. Диалог, — считает Ватикан, ради мира нужно начинать прежде всего на государственном уровне, чтобы решить социальные конфликты и стремиться к общему благу. При этом следует уважать и синтезировать культурные и социальные группы, которые формируют национальное сознание. Когда диалога между правительством и народом не существует, то проявляется отсутствие и социального мира или же он находится под угрозой. Однако история и современные исследования показывают, что многие государства достигали и продолжают добиваться успехов в сотрудничестве для решения конфликтов, возникающих внутри этих групп, или давить для их избежания развивая действительно эффективные средства диалога.
Абсолютное большинство развивающихся стран, а также страны с переходной экономикой объективно проходят процесс интеграции в мощные процессы глобализации, а жесткие условия современной международной конкурентной борьбы — необходимость выработки соответствующей эффективной и безопасной политики. Религиозно-этнические и социально — экономические истоки, беспрецедентные проявления и иметь глобальные последствия.
В наиболее широком понимании глобализацию можно интерпретировать как процесс, включающий в себя политические, экономические, социальные, экологические, научно — технологические и другие составляющие. Следует определить, что в своем послании по случаю Всемирного дня мира (2009 г.) Бенедикт XVI говорит: «В начале нового (2009) года я вновь обращаюсь к людям всего мира с пожеланием мира и этим своим посланием призываю задуматься над важной такой: «Борьба с бедностью как путь утверждения мира». Папа также обращает внимание на поразительную диспропорцию между проблемами связанные с бедностью и с мерами, которые принимаются, чтобы с ней бороться и одновременным ростом расходов на вооружение, которое грозит перерасти в «гонку вооружений».
В Послании по случаю Всемирного Дня Мира Папа также указывает на негативные последствия системы, основанной на логике краткосрочной выгоды, не принимает во внимание общее благо и является опасной для всех, в том числе и тех, кому удается добыть пользу во время так называемых периодов финансовой эйфории. При этом анализ проблемы бедности в контексте глобализации охватывает также духовные и нравственные измерения. Многие видят, что существует связь между бедностью и демографическим ростом.
В пастырской конституции Второго Ватиканского Собора подчеркнуто, что как бы война не началась, это не означает, что противникам все дозволено.
Другая проблема, что вызывает большое беспокойство, — это пандемические болезни, например малярия, туберкулез и СПИД. Эти болезни, поскольку они поражают продуктивные слои населения, имеют огромное влияние на ухудшение общественных условий жизни в некоторых странах мира. Попытки защитить людей от этих нашествий не всегда успешны. Чтобы успешно бороться со СПИДом , одного из самых драматических факторов бедности, следует непременно принимать во внимание и нравственные проблемы, связанные с распространением этого вируса.
Определенные шаги, предпринятые в этом направлении, уже принесли обильные плоды, уменьшив распространение инфекции. Далее следует сделать доступными для бедных народов лекарства и медицинскую помощь, необходимые для борьбы со СПИДом. Для этого следует решительно поддерживать медицинские исследования и новаторские способы лечения, а также гибкое применение, если возникает потребность, международных норм защиты интеллектуальной собственности , чтобы обеспечить всем и каждому базовый уровень медицинской помощи. Бенедикт XVI утверждает, что в нынешнем глобализированном мире становится все очевиднее, что мир можно построить только в том случае, если каждому будет обеспечена возможность для роста. Раньше или позже недостатки несправедливых общественных устройств, придется расплачиваться всем. Само существование гонки вооружений бросает тень подозрения в ложности и лицемерии некоторых деклараций, в которых говорится о стремлении к мирному сосуществованию. Восстановить мир — значит, прежде всего, назвать своими именами проявления насилия во всех их формах. Убийство нужно назвать убийством. Политические или идеологические мотивы не меняют его природы, а наоборот — убийство унижает их. Массовые убийства мужчин и женщин, независимо от их расы, возраста или социального положения, следует называть своим именем. Мир находится под угрозой, когда царствует сомнение, подозрение и неуверенность.
Новые тенденции сближения разных христианских конфессий и как следствие активизация по инициативе христианских церквей мирного межрелигиозного диалога. Конструктивный межрелигиозный диалог является фактором не только чисто религиозного , но и всего международного жизни , регулятором потенциальных и фактических конфликтов современного мира. Единственной нетолерантностью, допустимой в современном мире, может быть нетерпимость по отношению к тем, кто нетолерантно относится к представителям другого пола, нации, расы, культуры, религии.
И все же, какие первоочередные шаги может осуществлять церковь для улучшения взаимоотношений с другими? Политкорректный диалог как способ решения проблемы для сохранения мира. Это один из принципов не всегда является альтернативой войне. В наше время — залог оптимального и толерантного решения проблемы. Для ее правильной реализации следует вести переговоры с лидерами государств, представителями конфессий, в которых есть возможность регулировать актуальные проблемы сохранения мира и разрешения конфликтов на различной почве. А самое главное при этом – это понимания себя и других, всего человечества, как единого целого. Также сюда входят содействие взаимопомощи друг другу и осознание как единого целого.
В теории и практике современной католической церкви произведено элементы модели мирного сосуществования и предложены практические приемы определения легитимности применения оружия, алгоритмы улаживания конфликтных ситуаций на религиозной почве по предотвращению международных и межрелигиозных конфликтов, а также контроля над ними в случае их возникновения. Очень важным аспектом в контексте эффективного межрелигиозного диалога является концентрация усилий сторон на общей цели, которая объединит людей разных национальностей, культур и религий, а реальным результатом реализации этой цели сохранения мира на земле. Это исследование имеет целью привлечь внимание исследователей религиозных традиций, в частности христианства, которое является распространенным на территории Украины, ученых-конфликтологов, политологов и широкой общественности к данной тематике, чрезвычайно актуальной для настоящего в глобальном масштабе.
Распопов Евгений