Махаяна зародилась благодаря монахам, исповедовавшим тхераваду, но разделявшим более либеральную интерпретацию религиозных верований. Первые письменные свидетельства о существовании махаяны датированы началом нашей эры. Эти свидетельства были предоставлены преимущественно китайскими историками. По мнению ученых, первые сутры махаяны были составлены в южной Индии. Во времена позднего буддизма были сформированы четыре главных философских направления: Йогачара, Мадхъямака, Тахагата-гарбхи и буддистская логика. Все эти направления изучаются в школах эзотерического буддизма. В странах Восточной Азии и сегодня популярны ранние формы Махаяны: Праджняпарамита, Буддизм Чистой Земли и Природа Будды. Там они рассматриваются в качестве более традиционных форм.
Махаяна не является одинаковой во всех странах, в которых ее исповедуют. В каждой из стран это буддистское ответвления имеет свои особенности. Общими же для всех характеристиками являются сострадание и мудрость. Основной принцип махаяны заключаются в возможности освобождения каждого живого существа. Некоторые школы немного отклоняются от этого принципа и предполагают, что махаяна не обязательно является освобождением, но может быть альтернативой обычному бытию. Особое место в махаяне занимают Бодхисаттвы – лица, которые не только стремятся к собственному освобождению, но также способствуют освобождению других лиц. Бодхисаттва стремится пробудить в каждом существе ум Будды для освобождения этого существа. Бодхисаттвы обладают большим умом, способностью сострадать и трансцендентной мудростью.
В рамках учения махаяны была сформирована иерархия божеств. Наивысшими из них считаются Будды – живые существа, достигшие нирваны. Считается, что таким лицам подвластно все. Вторыми в иерархии идут уже упоминаемые бодхисатвы, которые отказались от просветления и нирваны с целью просветлять других. Далее идут архаты – праведники, достигшие наивысшего уровня духовного совершенства. Идамы – покровители буддистских школ и отдельных лиц. Дакини – женщины, хранящие священные сутры. Дхармпалы – защитники закона.
Важным методом, способствующим пробуждению, являются целесообразные средства (упайя). К целесообразным средствам можно отнести все духовно полезные средства, которые указывают на эффективный путь к пробуждению. Последователи махаяны считали, что религиозные полномочия не должны концентрироваться в руках ограниченного количества лиц, а должны быть переданы широкому кругу лиц. В махаяне наличествует учение о божественной природе Будды. Нирвана, как состояния освобождения, тождественна телу Будды. Поскольку тело Будды и так находится во всем живом, нирвана – это состояние, потенциально находящееся в каждом живом существе. Последователи махаяны, в отличие от последователей тхеравады, считают, что достижение нирваны может быть следствием не только собственных усилий, но и также помощи других лиц (бодхисатв).
Махаяна является одной из наиболее гуманных религий в мире. Об этом свидетельствуют идеи о жертвенности бодхисатв, доступности пути махаяны для всех людей, веротерпимости, неприятия насилия и самосовершенствования.
Алексей Данческу