Учение, основанное на его трудах, получило название «конфуцианство». Сочинения мыслителя, созданные в качестве советов правителям Китая в шестом веке до нашей эры, впоследствии были распространены последователями Конфуция. В писания учителя они внесли идеи, восходящие к буддизму и даосизму, и принесли конфуцианство в другие азиатские страны, включая Корею, Японию и Вьетнам.
Одной из идей, продвигаемых Конфуцием в числе главных, было «прекрасное поведение». Он был убеждён, что если каждый человек в обществе будет демонстрировать правильное поведение (то, которое мы сегодня называем «хорошими манерами»), общество может стать совершенным. Это включало в себя среди прочего избегание любых экстремальных действий и эмоций, внимание к другим, уважение к семье и поклонение предкам.
Конфуций не считал себя основателем новой религии. Он был философом, а не пророком, и не проповедовал высокую духовность, а настаивал на определённом типе поведения и необходимости быть хорошим гражданином. Он полагал, что пять видов правильных, «красивых» взаимоотношений формируют основу стабильного, счастливого социума: между начальником и подчинённым, старшим братом и младшим, отцом и сыном, мужем и женой, а также между двумя друзьями.
После его смерти внук и ученики Конфуция продолжали распространять эту философию. Ему не поклонялись, нет: его считали великим учителем, но не богом. Он хорошо известен своими изречениями, дожившими до сегодняшних дней и считающимися основополагающими принципами здоровой, правильно развивающейся личности. Например: «Что не хотите для себя, не делайте другим» или «Уважайте себя, и другие будут уважать вас». Ритуалы, укрепляющие пять типов отношений, имеют важное значение как для последователей его учения, так и для общества в целом.
Конфуций умер в 479 г до нашей эры. Его родной город Цюйфу, получивший широкую известность после смерти учителя, в настоящее время посещается многими туристами, а также китайскими гражданами, сделавшими близлежащие храмы и могилу Конфуция местом паломничества. Неизвестно, одобрил бы Конфуций множество храмов, посвящённых ему. Судя по его убеждениям, вряд ли. Скорее он хотел бы, чтобы его последователи, помня его учение о хорошем поведении, просто жили правильно, а не делали его объектом почитания.
Алексей Д