Суть религии
Основой религии считается вера в то, что современное общество забыло про свои традиции, что и стало первопричиной нестабильности во многих странах. Конфуцианцы считают, что возвращение общества к забытым традициям поможет создать новое, сбалансированное и сильное государство.
В стране мечты конфуцианцов отношения правительства и граждан должны быть реализованы так, как отношения между отцом и сыном. Граждане должны уважать управленцев, а управленцы должны заботиться о гражданах. Не последнюю роль в этом занимает небесное учение за авторством Конфуция. Учение представляет небо, как силу, обеспечивающую порядок на Земле
Термины религии
В конфуцианстве понимают несколько фундаментальных направлений, которые и формируют её основную суть. Таких направлений насчитывается около пяти:
- Жэнь. Это направление представляет собой развитие уважения к другим людям. Именно через уважение человек может обрести равновесие.
- И. В понимании этого направление лежит преобладание интересов общества над интересами отдельного индивида.
- Чжи. Согласно этому направлению, человек должен быть полностью осведомлён о своих возможностях и заинтересован в их улучшении.
- Ли. Представляет собой верность обычаям и обрядам своего народа. По мнению последователей конфуцианства, именно через обряды человек может определиться со своей ролью в обществе.
- Синь. Согласно этому направлению человек должен быть искренен в своих намерениях, а в голове должны быть только чистые помыслы.
Так же, помимо направлений, в конфуцианстве присутствуют другие термины, описывающие суть религии:
- Дао. Базовые принципы человеческой морали и нравственности.
- Дэ. Чувство справедливости и достоинства у человека.
- Цай. Природная склонность к чему-либо.
- Сяо. Уважение своих родителей и предков, соблюдение обрядов траура.
- Ти. Уважение к старшим братьям и любовь к младшим.
- Юн. Обладание чувством отваги, храбростью.
- Чжун. Хранение верности своим родителям, своему отечеству.
- Шунь. Поиск своего места внутри общества.
- Хэ. Обретение гармонии с окружающим миром и окружающими людьми.
- Саньган. Три правила, подразумевающие под собой абсолютную власть государя над починённым, отца над сыном и мужа над женой.
- Цзюнь-цзы. Быть благородным, мудрым, добрым и справедливым человеком.
- Сяожэнь. Низкий человек в моральном плане (подлец, малодушный, неблагодарный).
- Чжунъюн. Золотая середина.
- Датун. Великое Единение, гармония.
- Сяокан. Общество с отсутствующими принципами Дао.
- Жэнминг. Переименование названий в соответствии с их сущностью.
Положение в современном обществе
До Синьхайской революции конфуцианство считалось государственной религией в существовавшей тогда Империи Цин. После революции, конфуцианство сохранило свои позиции, но уже государственной религией не считалось, а где-то оно и вовсе находилось под запретом.
После победы китайских коммунистов в гражданской войне, конфуцианство оказалось под запретом. Смягчение религиозного вопроса началось после событий 70-х годов, связанных с критикой Линь Бяо и культурной революцией в КНР. После этого конфуцианство начало восстанавливать свои позиции. В современном Китае продолжаются проводиться мероприятия по реанимации конфуцианства.
Базирующаяся на учениях Конфуция религия распространилась за пределы Поднебесной. Конфуцианство широко исповедуют в Корее, Японии, в Малайзии и на Тайване. Несмотря на отсутствие религиозных зданий, направление в странах Азии имеет определённую популярность. В других государствах конфуцианство распространено уже не так сильно, хотя труды китайского философа нашли свой отклик и в европейских государствах.
Алексей Д